Как добраться в Грузию из России на машине

Грузия: как доехать и чего ждать от посещения

Пришла пора рассказать вам о Грузии. Мои предыдущие статьи были предисловием к этой главе.

Напомню, чтобы попасть в неё из Сочи, нам пришлось проехать через Адыгею, Ставропольский край, Кабардино-Балкарию и Северную Осетию — Аланию.

  • Почему нельзя было проехать вдоль берега Чёрного моря?
  • По каким паспортам проходить границу в Грузии и нужна ли виза?
  • Стоит ли ехать в Грузия на машине?

Если вы планируете путешествие в Грузию, и у вас имеются эти и другие подобные вопросы — эта статья как раз для вас.

Грузия: инструкция по применению

В этой статье я хочу рассказать о том, зачем вообще туристы едут в Грузию, как можно добраться в Грузию, какие плюсы/минусы у каждого способа, нужна ли виза, а также дать общую информацию: о ценах, о том, какие особенности в этой стране в плане питания, проживания и т.п. Чтобы в следующих статьях, когда я буду рассказывать про достопримечательности Грузии, на это уже поменьше отвлекаться.

Итак, начнём с того, как удобнее добираться в Грузию.

Как попасть в Грузию: три законных способа и один незаконный

Начнём с законных способов. Вариант номер раз — самолётом. Самый простой и он же самый дорогой. Рейсов больше всего в Тбилиси, но ещё есть варианты перелёта в Батуми или Кутаиси. Дешевле всего лететь из Москвы, естественно, и рейсов довольно много в любое время года. Из Питера тоже летают пара авиакомпаний.

Регионам, как всегда, везёт меньше: даже если и есть прямой рейс, то цены такие, что 10 раз подумаешь. Из того же Сочи, например, есть прямой рейс до Тбилиси, но цена около 13 000 рублей туда-обратно! А лететь-то всего час!

Из преимуществ у такого варианта — только скорость перемещения. Но, в принципе, если вы хотите просто устроить себе приятный уик-энд в Тбилиси или в Батуми, то этот вариант для вас вполне годится. И тогда, возможно, вам гораздо проще купить готовый пакетный тур в Грузию. Знаете ли вы, что иногда путевка стоит дешевле билета на регулярный рейс? При этом в цену тура включены перелет, проживание, трансфер, страховка и питание на выбор. Выбирайте один из готовых вариантов [urlspan]>>здесь

Но если вы, как и мы, любите посмотреть страну досконально, с чувством, с толком, с расстановкой, то скорее всего выберете вариант номер двапоехать в Грузию на автомобиле. О том, почему всё больше туристов выбирают для себя путешествия на автомобиле, я размышляла в этой статье — Путешествуем на машине: романтика больших дорог. Нам этот вариант нравится в последние годы всё больше. Именно так мы исследовали весь Крым.

И теперь пришёл черёд Грузии . На эту страну выбор пал не случайно:

  • виза для посещения россиянам не нужна, нужен только действующий загранпаспорт;
  • климат отличный;
  • выбор памятников старины -богатейший;
  • кухня и вино вызываю восторг у путешественников;
  • море, горы, древняя культура и неплохая инфраструктура.

Чем не идеальное место для отпуска?

В Грузию из Сочи можно было бы ещё попасть по морю: из порта Сочи ходят «кометы» до Батуми. И этот вариант номер три можно было бы порекомендовать, но… Стоимость поездки морем сопоставима с ценой на авиабилеты, да и болтаться в море около 10 часов на старом судёнышке — перспектива не из приятных. Наши друзья попробовали все прелести этого варианта в августе — то ещё удовольствие! Вместо 5 заявленных часов они плыли до Батуми все 10! Штормило, говорят…

Так что мы выбрали вариант ехать на своей машине. Аргументы в его пользу, помимо того, что машина даёт свободу передвижений по всей стране, были такие:

  • В отличие от ряда других стран СНГ, никаких дополнительных страховок на авто для въезда в Грузию оформлять не нужно
  • нереально красивые виды Военно-Грузинской дороги иТрансаджарской трассы, которые покорили наши сердца уже заочно
  • территория Грузии хоть и небольшая, но если задаться целью увидеть как можно больше мест за одну поездку, то без машины просто никак

Единственный неприятный момент — это цены на бензин в Грузии. Почему-то он здесь вах какой дорогой — от 50 до 70 рублей за литр!

Почему нельзя поехать в Грузию через Абхазию? Этот вопрос мне задавали не раз и не два… Да, блин, это было бы идеально: выехать утром из Красной Поляны, через 40 минут быть на границе с Абхазией, ещё часа три-четыре по территории Абхазии, и — вуаля! — после обеда мы бы были уже в Грузии… Но нет, этот вариант пока из области фантастики. Точнее, так попасть в Грузи можно, но только один раз. Это и есть тот самый незаконный способ.

Всё дело в том, что пытаясь проникнуть в Грузию через Абхазию, вы нарушаете Закон Грузии об оккупированных территориях. Ведь это только для нас, граждан России, Абхазия — суверенное государство. А с точки зрения Грузии, Абхазия — это часть Грузии (мне об этом, кстати, под каждым моим видео про Абхазию не устают писать комментарии радикально настроенные граждане…) В общем, по законам Грузии, как только ваша нога ступает на территорию Абхазии, в паспорте должен появиться штамп Грузии. Но, как вы догадываетесь, грузинских пограничников на границе России и Абхазии нет, и грузинский штамп вам поставить некому. Соответственно, ваше проникновение на территорию Грузии будет считаться нелегальным со всеми вытекающими… Вам нужны такие проблемы на отдыхе? Нам — нет.

Потому мы предприняли весь этот замысловатый маршрут: Сочи -Туапсе -Майкоп -Лагонаки — Пятигорск — Владикавказ. О чем нисколько не жалеем, потому что увидели кучу разных интересных мест. Об этом у меня можно почитать следующие статьи:

В связи с этим наша дорога из Сочи в Грузию растянулась почти на неделю. Хотя строго говоря, расстояние между Сочи и Тбилиси — а это 960 км — можно проехать за один день. Но это было бы не интересно, правда? 😉

Вообще, касательно того участки дороги, который проходит по России, могу сказать следующее:

  • дороги вполне хорошие, а от Нальчика до Владикавказа — просто шикарные!
  • на отрезке между Пятигорском и Нальчиком есть несколько блок-постов, где проверяют почти каждую машину, особенно с номерами другого региона. Вся процедура сводится к открытию багажника и дверей машины и отдельной проверке документов в постовой будке. Здесь проверяющих интересуют только ваши документы и документы на машину. Документы пробивают по базе, никаких вопросов нам не задали. Цель этих проверок, как я полагаю, — пресечение незаконного проникновения в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства с ближнего зарубежья, а также выявление провоза оружия и т.п. А как вы хотели — давно ли у нас Кавказ перестал быть горячей точкой?

Маршрут по Грузии на 10-12 дней

Первоначально мы планировали провести в Грузии 2 недели. Но под конец нашей поездки погода испортилась, немного сократили количество дней. Хотя в целом свою программу выполнили.

Итак, у нас получился вот такой маршрут: переход граница в Верхнем Ларсе — Казбеги (Степанацминда) — Гудаури — Тбилиси — Сигнахи — Кварели — Телави — Мцхета — Гори — Уплисцихе — Боржоми — Ахалцихе — Батуми — Кобулети — Уреки -Самтредиа — Кутаиси — и выезд обратно в РОссию по Военно-Грузинской дороге.

Это если по основным вехам. Были ещё мелкие города и деревушки на маршруте. Но сразу скажу — график передвижения был слишком плотным, по сути это был не отдых, а довольно бодрый автопробег. Ни одного дня бесцельного шатания по городу. Ни одного дня валяния на пляже. Наверное, это не всем подойдёт.

Переход границы

Для посещения Грузии россиянам виза не нужна. Но нужен действующий загранпаспорт.

Итак, попасть в Грузию по земле легально можно только через КПП “Верхний Ларс”, который находится в 30 км от Владикавказа. Где-то метров за 100 до самого КПП въехали в очередь машин: легковые отдельно, грузовики — по своему ряду. Постояли минут 15 в этой очереди. Собственно, прохождение границы заняло у нас ровно час: сначала таможня и осмотр транспортного средства российской стороной, потом паспортный контроль у грузин.

В летнее время, говорят, очереди намного больше, люди стоят по 4-5 часов. А в зимнее время Вехний Ларс часто закрывают из-за обильных снегопадов. Так что мы ехали в самое удачное время — ранней осенью.

Уже на подъезде к КПП пейзажи за окном выглядели многообещающе.

А после пересечения границы, когда мы поехали по Военно-грузинской дороге, крыша начала медленно съезжать от непередаваемой красоты, которую хотелось снимать на всё, что попадёт под руку:

Так что в плане впечатлений дорога оправдала себя на все 100% и даже больше.

Читайте, какие достопримечательности стоит посмотреть на Военно-Грузинской дороге: Военно-Грузинская дорога: больше, чем просто трасса

Только вот в самой Грузии нас огорчил наш навигатор: он то безбожно врал о том, сколько времени займёт дорога из пункта А в пункт Б, то вёл нас на встречную полосу на улицу с односторонним движением, а то и вовсе прокладывал маршрут по пешеходным зонам или таким вот убитым улочкам:

В Тбилиси мы просто замучились плутать по его «наводкам» и просто выбросили его из машины выключили его от греха подальше.

Мифы и легенды о Грузии, а также факты

Прежде чем я расскажу о том, что из распространённых стереотипов про Грузию -правда, а что — неправда или умелый маркетинг, разберёмся вот с чем.

Зачем вообще едут в Грузию

В отличном фильме «Любовь с акцентом» режиссёра Резо Гигинеишвили, вышедшем на экраны в 2012 году, в принципе, показаны все самые топовые места Грузии, ради которых туда собственно и стоит ехать: сногсшибательные виды гор вокруг Военно-Грузинской дороги, панорамы прекрасного Тбилиси, очаровательные улочки Сигнахи, парки и небоскрёбы Батуми…

По сути, этот фильм стал самой лучшей рекламой туристическим богатствам Грузии. И трогательные истории любви, которые сыграны на фоне этих пейзажей, как бы намекают, что в Грузии возможно ВСЁ! Так стоит ли удивляться, что уже в 2013 году Грузия стремительно вошла в топ летних туристических направлений? И продолжает оставаться на волне уже пятый год подряд! Значит, есть там что-то такое, вам не кажется?

Итак, обычно туристы едут в Грузию, чтобы:

  • увидеть бесчисленные архитектурные памятники старины и современности,
  • приобщиться к яркой грузинской культуре (музыка, танцы),
  • продегустировать знаменитые грузинские вина,
  • отведать блюда не менее знаменитой грузинской кухни,
  • полюбоваться на прекрасные горные пейзажи,
  • искупаться в ласковом Чёрном море,
  • и конечно влюбиться: друг в друга, в незнакомца/незнакомку, в эту страну)

Что-то из этого у них получается, что-то нет. Тут всё индивидуально. В следующем пункте я расскажу, какие моменты сбылись у нас в Грузии, а какие — нет.

Наши ощущения от поездки по Грузии

Вообще, впечатления о любой стране во многом зависят от подготовленности туристов к поездке. Мы готовились к поездке морально и материально, читали блоги, изучали туристические сайты. Информации было много, пожалуй — даже слишком много. Часть её подтвердилась, с частью мы никак не готовы согласиться.

Из того, что подтвердилось:

  • отзывчивость и гостеприимство местного населения: решение твоей проблемы (если она образовалась) включаются практически все, к кому бы ты ни обратился: хозяева гэст-хаусов и отелей, прохожие на улице, рабочие на стройке;
  • красоты природы и архитектуры: Грузия действительно может претендовать на звание музея под открытым небом;
  • доброжелательное отношение к русским туристам (и туристам вообще) и атмосфера безопасности (по сравнению с той же Абхазией, не было неприятного чувства, что на тебя смотрят как на мешок с деньгами, при этом кое-кто не прочь тебя потрясти при возможности).

Что оказалось не так или не совсем так, как писали трэвел-блоггеры и путеводители:

  • много недорогих вариантов размещения. Враньё! Если вы готовы жить в непонятных хостелах с ещё 5 соседями в комнате, и одним общим туалетом, совмещенным душем, то да, таких вариантов здесь предостаточно. Но и то — только в больших городах типа Тбилиси или Батуми. Отели стоят безумно дорого — самый скромненький номер в отеле у чёрта на куличках будет стоить в районе 2000-2500 рублей за ночь. Ближе к центру — уже по 5000-6000 рублей, и это не какой-нибудь там марриот-рэдиссон-паркинн, а заурядный старый отель, со скромными номерами и мебелью.

Поэтому самый популярный вариант в Грузии по проживанию — это гэст-хаусы (гостевые дома). Это комфортнее, чем хостел, и дешевле, чем отель.

Вот на этом видео я показываю, что представляет из себя гэст-хаус в Грузии:

Есть ещё варианты поискать аренду частных квартир. Но мы жили в каждом городе не более 2-х ночей, и потому нам это не подходило в принципе.

Следующее утверждение, которое нам часто попадалось в отношении Грузии:

  • в Грузии можно недорого и очень вкусно поесть ;

Вот это было самое большое наше разочарование. Во-первых, цены. На самый скромный перекус в простеньком ресторанчике приготовьте минимум 1200-1500 рублей на двоих. Это будет салатик или супчик и второе, без вина. С вином покушать выйдет от 1500-2000 рублей. Если это дёшево, то тогда кто тут орёт, что у нас в Сочи отдыхать дорого?

И ладно, фиг бы с ними, с ценами. Но как-то нам категорически не понравилось то, что нам всё это время предлагали под видом грузинской кухни. Почти в каждом ресторане нам настойчиво рекомендовал шашлыки или хачапури, или хинкали. Короче, мясо, тесто или тесто с мясом. Овощи? Ну, вон тогда салатик овощной посмотрите. И всё! Нет, я могу съесть и шашлык, и даже хинкали, но не 3 раза в день 7 дней в неделю! Сыр? Помилуйте, но за те деньги, которые он стоит в Грузии, я лучше куплю французские «вонючки»… Рыба и морепродукты? Поищите в меню, но нет никаких гарантий, что будет в наличии.

Короче, когда на третий день мне надоело жевать салатики из огурцов и помидоров, я заказала грибной суп. И мне принесли такой кипящий жирный «замес» с тонной зелени и тремя плавающими грибочками, что я просто смирилась с тем, что грузинская кухня — не для меня. Хотя, ради справедливости, замечу, что хинкали в Грузии стоят дешевле чем в Сочи. Но для меня это всё равно банальные пельмени.

Нет, мы пытались найти те места, где кушают сами местные. Но, во-первых, таких мест в Грузии совсем немного (видимо, все местные предпочитают кушать дома), а во-вторых, и там выбор был между люля-кебабом и шаурмой.

Так что пришлось банально ходить по магазинам и готовить себе еду самостоятельно. И по деньгам более разумно. Если только не ходить за продуктами в мелкие магазинчики. Самый нормальный вариант ужина у нас был такой: свежий лаваш, овощи-фрукты, десерт и… бутылка вина.

Короче, гастрономического праздника для нас в Грузии не случилось.

Про деньги

Да, чуть не забыла. Деньги в Грузии свои, грузинские — лари. 1 лари = 25 рублей. Можно ехать и с долларами, и с евро.

Обменники встречаются в туристических местах часто, в нетуристических — гораздо реже. Курс обмена в разных точках может довольно сильно отличаться, процентов на 10-20%.

Первый раз мы поменяли деньги уже в Тбилиси, в большом торговом центре «Tbilisi Mall». Курс там был нормальный. Потом попадался и более выгодный, но тут как повезёт.

Про шопинг

Особо не рассчитывайте на хороший шопинг в Грузии. Вся брендовая одежда и обувь стоит дороже, чем в России. Нас порадовали только турецкая WAIKIKI (часто покупала в Турции одежду для себя и детей в этих магазинах) и турецкий же KOTON (тоже одежда и обувь).

Кстати, ещё немного про еду: грузинский Макдональдс оказался самым дорогим из всех, где мне приходилось побывать.

Про сотовую связь

Неприятным моментом стала покупка местной симки оператора Билайн» в Тбилиси. Нам от неё в основном нужен был только хороший интернет, и редко — сама телефоная связь. Со связью проблем не было, а вот интернет работал из рук вон плохо! Даже в центре городов интернет тупил, и мы не могли проложить маршрут, забронировать ночь в отеле и т.п.

Потом спрашивали у местных , почему такие заморочки с интернетом. Они рекомендовали брать симки именно грузинских операторов, не международных.

Снова про передвижение на машине по Грузии

Итак, забегая вперёд, скажу: в Грузию на машине ехать можно и нужно. Даже несмотря на дорогой бензин. Просто скачивайте нормальный навигатор (не российский). И не нарушайте ПДД. Сами местные их периодически нарушают, но до абхазских лихачей им как пешком до Китая.

Полицейские в Грузии — просто восьмое чудо света. Они всегда едут с включенной «люстрой» (без звука). И если видят, что кто-то на дороге косячит (не там или не так паркуется, не соблюдает рядность и т.п.), то сделают ему предупреждение сначала, а не бегут радостно выписывать протокол о нарушении…

Читайте также:  Какую страну выбрать для обучения

С парковками в Грузии тоже проблем нет. В любом, даже сильно популярном туристическом месте, всегда можно нормально припарковаться, причём абсолютно бесплатно. После курортов Краснодарского края такое раздолье — просто бальзам на душу.

Ну, вот, вроде бы все основные моменты по поездке в Грузию рассказала сегодня. Это так сказать техническая информация. Для практически настроенных людей. А уже в следующих постах дам вам «лирику» — про прекрасные грузинские города и удивительные места. Так что подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить их выход:

В Грузию на машине

В конце июля 2019 года мы ездили на машине в Грузию и Турцию. Путешествие длилось 16 дней, из которых 7 мы провели в Грузии. В этом рассказе я постараюсь поделиться полезной информацией и впечатлениями от поездки.

Содержание

Страховка на авто

Страхование автогражданской ответственности (ОСАГО)

Перед поездкой в Грузию придется застраховать свою машину по типу нашего ОСАГО. Этого требует законодательство страны. Стоимость страховки легкового автомобиля на 15 дней – 30 лари. Управлять машиной может любой человек, от этого стоимость не меняется, страховка действует на авто, а не на водителя. Застраховаться можно на 15, 30, 90 дней и 1 год. Период страховки нужно выбирать таким, чтобы он полностью покрывал срок вашего пребывания в стране, иначе при проверке будет штраф от 100 до 200 лари. Обязательно проверяют наличие страховки при выезде из страны, при этом иметь при себе распечатанный полис не нужно, пограничники смотрят все в своей базе данных. Такая же база данных есть и у дорожной полиции, которая тоже может устроить проверку.

Купить страховку можно сразу после пересечения границы, но я бы посоветовал сделать это из дома в режиме онлайн на официальном сайте Центра Обязательного Страхования, заполнив анкету. Мы приобрели полис именно таким способом, чем сэкономили порядка 300 рублей и драгоценное время поездки.

Если при заполнении анкеты возникнут вопросы, то пишите им на электронную почту – поддержка отвечает в течение суток. У нас вопросы были, вот они для информации:

Вопрос: «Машина оформлена на жену. В качестве водителя указан муж. Могут ли они по очереди вести машину?» Ответ: «Вы должны вписать только одного водителя в страховой полис. Вы можете менять водителей автомобиля в любое время, так как любой может быть водителем».

Вопрос: «Что такое идентификационный номер водителя?» Ответ: «Идентификационный номер – это номер вашего заграничного паспорта».

Страховка каско

Страховка каско добровольная. Мы решили, что поездка в другую страну – дело серьезное. Ведь придется привыкать к новому стилю вождения, оставлять машину на различных парковках или столкнуться с чем-нибудь еще непредвиденным. Поэтому твердо решили застраховаться по каско.

Если у вас уже есть полис, то, скорее всего, ваша страховая компания предложит вам услугу «расширенное каско», смысл которой сводится к добавлению дополнительных стран, на территории которых ущерб подлежит возмещению. Если полиса нет, то выберите несколько надежных компаний, зайдите на их сайты и воспользуйтесь онлайн-калькуляторами для выбора оптимальной стоимости.

Для информации вот условия и стоимость каско в нашем случае: до окончания действия полиса оставалось 2,5 месяца, уплаченная ранее сумма страховки составляла около 20000 руб., расширенное каско обошлось чуть больше чем в 800 руб. Эта сумма не за период поездки, а до конца действия полиса. Полис расширял свое действие на все Европейские страны, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан и Китай.

КПП Верхний Ларс и Дариали

Попасть из России в Грузию на машине можно только по Военно-Грузинской дороге через КПП Верхний Ларс. Въезд в Грузию через Абхазию и Южную Осетию невозможен, а пересечение границы из Азербайджана может быть удобно, только если вы начинаете поездку из южного Дагестана.

На грузинской стороне действует КПП Дариали.

Осенью, зимой и весной Военно-Грузинская дорога может перекрываться из-за непогоды, поэтому планировать путешествие лучше на теплый период года.

Больше всего автотуристов волнует время прохождения границы. Иногда перед обоими КПП выстраиваются очереди на несколько километров, простоять в которых можно больше суток. Предсказать точно, какая будет ситуация в определенный день, невозможно. Полезно мониторить обстановку через сайты. Во ВКонтакте есть хорошая группа Ситуация на КПП Верхний Ларс. В ней люди в реальном времени рассказывают, есть ли пробки, кто сколько времени простоял, делятся другой полезной информацией.

Очереди для легковых и грузовых автомобилей разные. При подъезде к Верхнему Ларсу или Дариали первое, что вы увидите, это хвост из фур. Смело его объезжайте и становитесь за легковушками.

Теперь пару слов о том, как мы проходили границу на пути туда и обратно. Итак, КПП Верхний Ларс. При въезде в Грузию осмотрели салон автомобиля, попросили отодвинуть одну сумку в багажнике. Перед нами было 5 машин, на переход границы ушло 15 минут. При выезде из Грузии осмотрели салон и попросили вытащить все вещи из багажника. Содержимое сумок не проверяли, ограничились лишь вопросами, не везем ли чего запрещенного. После паспортного контроля и досмотра авто пограничники зачем-то устроили еще один паспортный контроль с очередью, для которого, правда, не нужно было выходить из машины. На переход границы ушел 1 час 10 минут. Пассажиры вместе с водителем тут же рядом с автомобилем проходили паспортный контроль. Проверяли загранпаспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства и водительское удостоверение.

КПП Дариали. На пути туда и обратно машину не досматривали, вопросов не задавали. Проверяли загранпаспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства и водительское удостоверение. При выезде из Грузии еще пробивали по базе данных наличие страховки на авто. Пассажиры проходили паспортный контроль отдельно от водителя в специальном помещении. За рулем был я, а собственник машины – Наталья, при этом доверенность на управление автомобилем никто не спросил. При въезде в Грузию перед нами было 5 машин, границу прошли за 30 минут. На пути обратно очередь была больше, не знаю сколько автомобилей, но по длине визуально метров 200. На пересечение границы ушло полтора часа.

Нужно сказать об одной особенности КПП Дариали. Здесь водители и пассажиры проходят проверку отдельно. Если поток туристов небольшой, то эта особенность никак не проявляется. А теперь представьте, если машин много и к ним еще добавляются автобусы вместимостью человек на тридцать-сорок. Что произойдет? Правильно, пассажиры будут отставать. Мы это не учли, когда возвращались в Россию, поэтому Наталья с Викой пошли на досмотр слишком поздно, пропустив перед собой людей из стоявшего сзади автобуса. В итоге я прошел границу на 40 минут раньше. Лучше все написанное проиллюстрировать фотографией. Видите справа здание с двускатной крышей? Туда идут пассажиры на паспортный контроль. Советую, как только увидите, что к нему потянулись люди из стоящих за вами транспортных средств, выходить и идти тоже.

А это очередь на паспортный контроль. Стояние в ней полтора часа было не самым приятным опытом. Было тесно, некоторые норовили влезть вперед.

Среди водителей тоже не все уважали чужое время. Семь автомобилей объехали колонну слева и стали вклиниваться впереди.

Дорога Верхний Ларс – Тбилиси (Военно-Грузинская дорога).

Добраться от Верхнего Ларса до Тбилиси можно только одним способом: по Военно-Грузинской дороге. Начинается она во Владикавказе, а от Верхнего Ларса до Тбилиси остается проехать еще 160 км. После КПП Дариали никуда не сворачивайте, просто продолжайте двигаться прямо. Хотя, собственно, там сворачивать некуда. По времени расклад такой: на обратном пути расстояние в 143 км от Мцхеты до Дариали мы проехали за 2 часа 35 минут.

Военно-Грузинская дорога имеет везде ровный асфальт за исключением одного небольшого тоннеля с разбитым покрытием. А вот полос всего по одной в каждом направлении. Из-за этого часто было сложно обгонять тихоходные транспортные средства: то встречные машины едут, то дорога уходит в слепой поворот.

Серпантин не особо утомительный. Как таковой, он есть только в районе Крестового перевала, на остальном своем протяжении дорога просто петляет. В этом отношении запомнился небольшой участок перед Гудаури, если ехать из Тбилиси. Там был подъем с несколькими поворотами на 180 градусов. Чтобы вписаться в повороты, приходилось сбрасывать скорость практически до нуля, и дальше разгоняться в гору удавалось только на первой передаче.

Так выглядит Военно-Грузинская дорога. Фото сделаны примерно через час после выезда из Мцхеты.

Поездка по Военно-Грузинской дороге доставила удовольствие от созерцания прекрасных горных видов. Вот еще несколько фотографий:

Следующее фото сделано с Крестового перевала. Справа внизу видна арка дружбы русского и грузинского народов.

На склонах гор попадались древние крепости и храмы

Как добраться до Батуми. Дорога Тбилиси – Кутаиси – Батуми

Если вы решили попробовать пляжный отдых в Грузии, то вам прямая дорога в Аджарию. Можно поехать в столицу этого региона – город Батуми или остановиться в его окрестностях, например, в Кобулети. В любом случае, ехать нужно через Кутаиси. Не стоит ехать через Боржоми и Ахалцихе, если у вас нет внедорожника и цели специально покататься по горам. По отзывам из Интернета поездка в тех краях на обычной машине может стать невыполнимой задачей. Там есть участки грунтовой дороги, на которых будешь ползти со скоростью черепахи, а если пойдет дождь, то можно застрять. После дождей могут появиться водопады, которые текут прямо на дорогу.

Другое дело – дорога через Кутаиси. Она и Военно-Грузинская дорога – это две важнейшие транспортные артерии страны, поэтому власти заботятся, чтобы они всегда были в хорошем состоянии. Протяженность дороги 350 км, везде ровный асфальт, около трети ее длины – это скоростной автобан. На обратном пути мы выезжали из Кобулети и ехали до Мцхеты. По расстоянию это меньше, чем от Батуми до Тбилиси, и равно 310 км. На их преодоление у нас ушло 4,5 часа.

Чтобы вам было легче понять, что представляет из себя дорога, я разделил ее на участки по принципу количества полос. Ниже небольшие описания участков с фотографиями.

1-й участок длиной 105 км начинается от Тбилиси и заканчивается за 9 км до Хашури. Это прекрасный автобан с двумя полосами в каждом направлении. Ограничение скорости вне населенных пунктов на нем – 110 км/ч. На обратном пути чуть меньшее расстояние в 97 км до Мцхеты мы проехали примерно за один час.

2-й участок длиной 80 км начинается за 9 км до Хашури и заканчивается через 4 км после Зестафони. Дорога проходит по горной местности и имеет только по одной полосе в каждом направлении. Это не серпантин, но поворотов много. Красивые виды.

3-й участок длиной 15 км начинается через 4 км после Зестафони и заканчивается на развязке, после которой одна дорога уходит на Кутаиси, а другая – в объезд города. Это снова автобан с двумя полосами в каждом направлении. На развязке придется повернуть на Кутаиси, потому что объездная дорога работает пока только в направлении из Батуми в Тбилиси. К концу 2021 года ее обещают расширить и открыть в обоих направлениях.

4-й участок длиной 150 км начинается после развязки перед Кутаиси и заканчивается в Батуми. Дорога имеет только по одной полосе в каждом направлении. Путь проходит через множество населенных пунктов, в том числе и через крупный город Кутаиси, все вместе это существенно ограничивает скорость. На участке от Самтредии до Уреки длиной 56 км населенные пункты непрерывно следуют один за другим, скорость потока была 55 – 75 км/ч, есть два железнодорожных переезда. Около Уреки дорога выходит к Черному морю, поворачивает на юг и оставшиеся 53 км идет по красивой местности между берегом и горами.

Обратный путь из Батуми в Тбилиси немного отличается в лучшую сторону. Перед Самтредией нужно повернуть направо и проехать южнее Кутаиси по объездной дороге, про которую я писал выше. Этот двухполосный участок работает пока в одном направлении. Ограничение скорости 90 км/ч. Будьте осторожны, по дороге могут гулять коровы.

Движение и дорожная полиция

О движении вне городов в Грузии можно сказать, что оно ничем особым не выделяется. Хамов мы не видели, наоборот, водители впереди идущих машин уступали место для обгона, когда мы к ним приближались на двухполосных дорогах. Лезущих без очереди на границе здесь в расчет не беру.

Пробки встречали три раза: первый раз, когда сломанная фура перекрыла движение, второй раз перед железнодорожным переездом и третий раз по непонятной причине встречный поток стоял перед Хашури. Что удивительно, во всех трех случаях на месте была полиция и пыталась устранить заторы. В первом случае они пустили движение через знак «Кирпич», а на железнодорожном переезде показывали, чтобы водители не останавливались перед знаком «Стоп».

Раз уж заговорили о дорожной полиции, то хочу добавить, что нас ни разу не останавливали, несмотря на то, что в Грузии много патрульных машин. Из разговоров с местными жителями я понял, что полицию здесь уважают, потому что она реально хорошо выполняет свою работу. Мне стало интересно, я спросил про легендарную неподкупность грузинских служителей правопорядка. Ответ был таким, что взятку они воспринимают как личное оскобление. В это сложно поверить, но до реформы, проведенной президентом Михаилом Саакашвили, ситуация была противоположной. Опять же, со слов одного жителя Тбилиси, раньше люди боялись выходить на улицу, потому что их могли арестовать под надуманным предлогом и вымогать деньги.

И все-таки есть одна причина, по которой вас могут остановить – это превышение скорости. Поэтому соблюдайте скоросной режим.

Водители не всегда уступали дорогу пешеходам на зебрах. Было непривычно, приходилось проявлять бдительность при переходе улиц. Многие пешеходы жестами просили водителей их пропустить.

Самое сложное движение было в Батуми. Ничего странного – курортный город, пик сезона. На одном круговом перекрестке творился какой-то хаос: стало реально страшно за машину. В тот день мы транзитом проехали через весь Батуми, на это ушло около часа. Пробки были на обоих въездах в город, к счастью, они медленно, но двигались. Примечательно то, что при таком плотном движении в городе не было аварий.

Как проехать в Грузию на собственной машине: маршрут, бумаги, контрольно-пропускные пункты

Тысячи путешественников всем видам перемещений по миру предпочитают поездки за рулем любимого авто. Среди прочих маршрутов дорога от Москвы до Тбилиси вправе занять достойное место. Путешествие в Грузию на машине станет легким и приятным, если соблюсти ряд условий, отнестись к требованиям не формально. При всей неоднозначности современных дипломатических отношений, люди по обе стороны границы настроены по-прежнему дружественно.

Документы в дорогу

Виза для посещения Грузии не требуется. Между государствами действует безвизовый режим, который позволяет россиянам приезжать на срок до 90 дней без специальных разрешений.

Перечень документов, которые нужно подготовить при планировании поездки:

  • Загранпаспорт. Необходим гражданину России для пересечения границы с Грузией. В нем требуется два чистых листа для штампов. Паспорт должен действовать три месяца после официального завершения поездки. Важно, чтобы в документе не было отметок о том, что вы ранее бывали в Абхазии или Южной Осетии. Грузия считает эти территории оккупированными. Россиянину, в загранпаспорте которого найдут печати абхазских пограничников, грозит арест.
    Кроме того, у гражданина возникнут проблемы с посещением других стран, поскольку его внесут в списки «нарушавших визовый режим». Это не значит, что не стоит посещать Абхазию и Южную Осетию. Они открыты для туристов. Но ехать туда имеет смысл с российским паспортом и с российской территории. Советы для тех, кто планирует попасть на независимые территории из Грузии, приведены ниже.

  • Водительское удостоверение (российского или международного образца). Важное условие: данные водителя должны быть продублированы в документе на латинице.

  • Техпаспорт.
  • Полис ОСАГО. С 1 марта 2018 г. это обязательный документ. Купить его можно или непосредственно на территории Грузии, в приграничном пункте продажи, или онлайн на сайте www.tpl.ge. Есть несколько вариантов страховок, в зависимости от строков пребывания: 15 дней, 30 дней, 90 дней, 1 год. За отсутствие страховки грозит штраф от 100 до 200 лари..

  • Доверенность на машину с правом выезда за границу (не путать с обычной – генеральной). Необходима, если вы не являетесь владельцем машины, на которой отправились в путешествие. Документ должен быть нотариально заверенным.
  • Документы на детей. Детей следует вписать в загранпаспорта родителей или оформить для них отдельные документы.
  • Свидетельство о рождении ребенка (оригинал). Потребуется, чтобы подтвердить родство.

  • Разрешение на вывоз ребенка. Необходимо, если ребенок едет без родителей или опекунов. Бабушки, дяди, тёти и прочие родственники таковыми по умолчанию не являются. Разрешение на вывоз ребенка составляют заранее на бланке специального образца у нотариуса.

Маршрут движения

Попасть в Грузию на машине из России можно одним путем – через Владикавказ. Точнее, через контрольно-пропускной пункт Верхний Ларс. До него едут по трассе М29 «Кавказ».

От столицы России движемся в сторону Ростова-на-Дону по участку «Дон». Это 1100 км дороги в четыре полосы. В перспективе половину отрезка обещают сделать платной. Пока заплатить придется на 48-м и 414-м километрах. Сумма не превышает 100 рублей за оба участка платного шоссе (при условии, что путешественник едет на легковом автомобиле).

Читайте также:  Сколько стоит биометрический паспорт

Далее маршрут пролегает по трассе М4 до М29. Трасса из четырехполосной сужается до двух полос, разгоняться на которых не следует. Качество асфальтового покрытия оставляет желать лучшего.

Проезжаем стационарный пост в Ставрополье. Здесь к автолюбителю вновь возвращается хороший асфальт и четырехполосная трасса. Дорога приведет в Кабардино-Балкарию и далее в Северную Осетию. Между республиками – еще один крупный полицейский пост. Здесь могут потребовать не только права, но и паспорт. Документы проверяют у водителя и пассажиров. Не исключен досмотр транспортного средства, впрочем, непритязательный. Обычно полицейские ограничиваются просьбой открыть багажник авто.

Контрольно – пропускные пункты

КПП Верхний Ларс

Поездка на автомобиле в Грузию предполагает не только постоянное движение, но и длительное ожидание. На подъезде к КПП «Верхний Ларс» водителя встретит колонна машин. В ней можно провести несколько часов. Транспорт и путешественнков пограничники досматривают тщательно. Порядок прохождения приблизительно следующий:

  • Автомобиль проезжает шлагбаум, его останавливают и осматривают с разных сторон и изнутри.
  • Водитель и пассажиры проходят на паспортный контроль, где получают в документ штамп о пересечении границы.
  • Транспортное средство следует на таможенный контроль. Таможенники потребуют выложить из автомобиля вещи. Возможно, машину просветят рентгеном с целью пресечь вывоз незаконных грузов. Список грузок стандартный: оружие, наркотики, золото и т.п.
  • Водитель получает разрешение двигаться дальше и пожелание доброго пути.

Может случиться и так, что работники КПП в вышеперечисленных контрольных точках ограничатся парой вопросов и беглым визуальным осмотром транспортного средства.

Грузинские коллеги российских пограничников и таможенников более лояльны. Очереди на грузинском КПП «Дарьяли» – редкость. Процедура проверки ограничена тем, что водитель, предварительно высадив пассажиров, отдает загранпаспорт через окно автомобиля. Через него смотрит в камеру для фотографирования.

Другие участники поездки в это время проходят паспортный контроль самостоятельно в соседнем здании. После того, как формальности соблюдены, пограничники открывают шлагбаум. Впереди – военно-грузинская дорога мимо Дарьяльского и Хевского ущелий, Терека и Казбека.

Абхазия и Грузия

Взаимоотношения между Абхазией и Грузией крайне напряженные. В результате переворота Абхазская республика провозгласила независимость. Грузинские власти принять данное решение категорически отказываются, продолжая считать территорию республики своей.

Путешественникам, которые едут в Грузию на машине и планируют заодно побывать в Абхазии, крайне важно правильно составить маршрут, чтобы избежать проблем и благополучно вернуться домой.

План поездки выглядит следующим образом: Россия – Грузия – Абхазия – Грузия – Россия. Только в такой последовательности и никак иначе. Въезд в Грузию с территории Абхазии пограничники сочтут нарушением закона – ведь ранее вы без разрешения пересекли российско – абхазскую границу. Наказание сурово: от денежного штрафа до лишения свободы.

Приезжать в Абхазию законно можно только с грузинской стороны через контрольно-пропускной пункт «Ингури». Через него впоследствии необходимо вернуться обратно и следовать по территории Грузии до КПП «Дарьяли», который граничит с Россией. В этом случае в паспорте сделают отметки о въезде и выезде. Вы не нарушите грузинских законов и будете чисты с точки зрения формальностей признанных и непризнанных государств.

Контрольно-пропускной пункт Ингури

Отметки в паспорте о пересечении границы с Абхазией

Выезжать из Грузии через Абхазию нельзя по той же причине, по которой запрещен въезд. Это приравняют к нарушению государственных границ. В загранпаспорте не будет отметки о том, что иностранец покинул территорию республики. Это станет причиной отказа в дальнейшем посещении не только Грузии, но и ряда других государств.

Для того чтобы посетить Абхазию легально, требуется разрешение от властей. Заявку составляют в электронном виде и отправляют на почту министерства иностранных дел республики Абхазия.

Заявка имеет установленную форму. Ее можно скачать на официальном сайте МИДа страны. В пакет документов входит цифровая фотография заявителя (как на паспорт) и отсканированные страницы паспорта с личной информацией. Бумаги разрешено отправлять и по факсу. Ответ придет в электронном виде на почту, которая указана в анкете. Его необходимо распечатать. Разрешение на въезд в Абхазию необходимо предъявить на КПП «Ингури» и в течение 24 часов отметить в Абхазском МИДе.

Как добраться из России в Грузию и не разориться

Однажды попав в Грузию, вы очень рискуете. Рискуете возвращаться снова и снова. Например, культовый джазовый музыкант Рэй Чарльз выступил в 1996 году в Тбилиси и остался в полнейшем восторге. А «Georgia on My Mind» в его исполнении часто доносится из динамиков местных такси. Хотя она об одноименном американском штате, это никого не волнует. Обязательно послушайте ее на фоне гор, и вы тоже перестанете обращать внимание на досадную мелочь.

В стране церквей и хачапури этим летом я провела 50 дней благодаря возможности работать удаленно. Оба раза путешествовала на машине из Астрахани — сначала с подругой на Blablacar, позже с семьей друзей на их собственной машине. Также успела спланировать авиамаршрут подруги из Санкт-Петербурга в Тбилиси и поездом в Астрахань через Армению, перебрав все возможные логистические варианты.

В поездке мы «попали». По крайней мере, нам так показалось, когда прочитали новости. Наш трип происходил как раз во время событий, которые привели к запрету на авиасообщение России и Грузии (с 8 июля). Конфликт с российской стороной после странного поведения дипломатов в грузинском правительстве и то, какие там мирные митинги по сравнению с нашими, — заслуживают отдельной статьи. Запрет продолжается по сей день и прекратится, по словам Дмитрия Пескова, когда исчезнут «любые угрозы для безопасности наших граждан». Человеческим языком — а черт его знает когда.

На машине

Это один из самых легких способов добраться, если вы живете на Юге России. Вдобавок машина необходима для полноценного отдыха в Грузии. Самое интересное там находится именно в окрестностях.

Из Астрахани в Тбилиси мы оба раза добирались за 12-14 часов, несмотря на вроде бы территориальную близость: между городами всего 800 километров. При этом нам повезло — ожидание на границе составило максимум полчаса. Мои друзья прошлым летом на российском пункте пропуска простояли 12 часов, это был ад и пик туристической активности.

И если до пункта пропуска Верхний Ларс (точнее, до Владикавказа, который от него в 30 км) можно добраться несколькими способами, дорога с российской границы до Тбилиси всего одна — извилистая и опасная в зимний период — Военно-Грузинская. Но такая, что вы не будете отлипать от окошка — настолько там красивые горы. Обязательно заезжайте на смотровую площадку Арки дружбы народов у Казбеги, но ничего не покупайте у местных торговцев — цены ломят только так. Полюбуйтесь крепостью Ананури и бирюзовым Живальским водохранилищем на подъезде к грузинской столице.

Главное в поездке — пересечь российскую границу. На грузинском пункте пропуска почти не бывает очередей. Если едете ночью и не уверены в своих силах, то пристраивайтесь за шустрыми фурами, они здорово облегчают путь и указывают дорогу, когда в голове уже все перемешивается от изматывающего путешествия.

До границы можно добраться через Пятигорск, Грозный или козьими тропами-трассами. Но в итоге вы все равно проезжаете через Владикавказ. Кстати, обязательно захватите оттуда пару осетинских пирогов. Если путь лежит через Грозный, то аккуратнее с местным населением. Получалось по-разному: от «ехал бы ты отсюда» моему другу, который в шортах вышел купить сигареты, до долгого прозябания за свадебным кортежем.

Карты. Мы пользовались Яндекс. Картами и Google Maps. Заранее скачайте их, после пересечения грузинской границы российский интернет работать не будет. Они показывали почти один и тот же маршрут, только одна вела нас через Грозный, а другая — в объезд.

И важное про бензин. За топливо мы отдали около 4 000 рублей. При этом на обратном пути — 3 000 рублей. Хоть грузинский бензин и дороже, расходуется он куда экономнее. Также неплохая заправка есть прямо перед пунктом пропуска Верхний Ларс.

И один важный момент: не пытайтесь въехать в Грузию через Абхазию. Вас могут как развернуть, так и занести в какой-нибудь неприятный список.

Итого — около 4 000 рублей за бензин.

Самолетом

Из Москвы можно долететь до Тбилиси с пересадкой в Ереване, Минске, Баку, Стамбуле. В Батуми летают через Стамбул и Минск. Пересадку можно совместить с посещением любой из стран, через столицу которой вы летите. Визы россиянам не нужны. В среднем билет стоит около 8 000 рублей в одну сторону, но можно найти и за 5 000 рублей (но 14-часовая пересадка в Афинах). Дорога с минимальной стыковкой займет от 6 часов через Минск — билет 10 000 рублей.

Можно долететь и до приграничных российских городов. Моя подруга возвращалась из Грузии на трансфере до Беслана (около 1 500 рублей и 5 часов пути) и оттуда летела в Санкт-Петербург с пересадкой в Москве (около 5 000 рублей).

Итого — средний ценник 8 000 рублей за билет в один конец, если брать за месяц. Перелет занимает около 10 часов.

Автобусом

Чаще всего вариант для мазохистов. На границе я видела несколько рейсовых, из которых люди просто выползали, утомленные долгой дорогой из Москвы. Из столицы до Тбилиси от 30 часов, но ценник вменяемый — около 3 000 рублей. Автобус отправляется в 11 утра. Быстрый приезжает в 5 часов вечера следующего дня, второй — в 11 часов вечера.

Также из многих городов едут рейсовые автобусы до Владикавказа или Пятигорска. Оттуда много предложений такси и маршруток до Тбилиси со средним ценником в 1 000 рублей и тремя часами в дороге (Владикавказ) и 6-8 часов за 2 000 рублей (Пятигорск).

Итого — около 3 000 рублей.

Blablacarом и автостопом

Еще один вменяемый способ — Blablacar. Но предложения бывают нечасто, их нужно постоянно мониторить. Из Астрахани в Тбилиси мы доехали с комфортом за 12 часов и 4 000 рублей с человека. Но есть одно но — цены на сервисе и реальные часто разнятся, готовьтесь удивляться человеческой наглости. На сайте наша поездка изначально висела за 1 500 рублей.

Самый экстремальный вариант — автостоп. Мои сумасшедшие подруги несколько раз доехали бесплатно. Две девушки экстремального вида — пирсинг, яркие короткие волосы и шорты. Все обошлось, водители были сама любезность, но пришлось сменить много попутчиков. Добрались где-то за 15-18 часов до Тбилиси.

Итого — от бесплатно до 4 000 рублей.

Поездом

Интересный вариант, но добираться придется через Армению. Поезд из Еревана в Тбилиси ходит по четным числам, в пути — 10 часов. Отправление в 21:30, состав приезжает в Тбилиси около 8 утра. Конкретный ценник — тайна, покрытая мраком, как и сайт Южно-Кавказской железной дороги, но на форумах указываются средние цены на билеты в 1 000 рублей.

Попытать удачу и разгадать квест покупки онлайн-билетов, а еще одним кликом вернуться в интернет 90-х можно здесь https://ticket.ukzhd.am/login.aspx?ReturnUrl=%2f. Также из Еревана до Тбилиси активно курсируют такси и маршрутки.

Итого — около 1 000 рублей за плацкарт.

Паромом из Сочи

Еще один нестандартный вариант. Скоростной паром ходит из морпорта Сочи до Батуми примерно за 5-6 часов в хорошую погоду. Рейсы выполняются по утрам два раза в неделю летом и раз в неделю в несезон. Ценник на человека — около 6 000-7 000 рублей.

Итого — около 6 500 рублей.

В Грузию на машине из Москвы 2019

В этой статье я расскажу о некоторых особенностях тех двух с лишним тысяч километров пути, что простираются между Москвой и российско-грузинской границей, а также о специфике поездок по Грузии на машине — своей или арендованной.

Содержание статьи:

Дорога от Москвы до Грузии

В Грузию на машине из Москвы мы уже не первый год ездим по маршруту Москва — Ростов-на-Дону — Владикавказ — КПП «Верхний Ларс» — Тбилиси и занимает это увлекательное мероприятие 3 дня. В течение первого дня мы проезжаем 1100 км от Москвы до Ростова-на-Дону, там ночуем и едем еще 700 км до Владикавказа. Там проводим ночь и на следующий день как можно раньше выезжаем в направлении границы. Зачем нужно ехать рано и что вообще представляет собой КПП «Верхний Ларс», я предлагаю почитать здесь (предупреждаю — рассказ содержит ненормативную лексику).

На одну ночь в Ростове-на-Дону я смело могу порекомендовать вот этот отличный арт-отель, (если там мест нет, то мы обычно ночуем тут), а во Владикавказе мы всегда останавливаемся в одном из двух мест: или в этом уютном отельчике с очень радушной хозяйкой (обычно мы звоним за пару часов до приезда и нас «встречают» вкуснейшим осетинским пирогом), или в одном из лучших по соотношению цены и качества отелей Владикавказа — «Кадгарон».

Если вы планируете свое самостоятельное путешествие по Грузии, поездку на выходные в Тбилиси, или отпуск на море в Батуми, обязательно посмотрите мои статьи-подборки:

В них вы найдете лишь самую ценную информацию из моего личного опыта многочисленных поездок в Грузию в течение нескольких лет.

Практически на всем своем протяжении дорога от Москвы до грузинской границы очень приличного качества, от Москвы до Ростова-на-Дону это федеральная трасса М4 «Дон», на участке от Ростова до Владикавказа это Е115/E117. Совет: на участке Ростов-на-Дону-Владикавказ не нужно пользоваться GPS-навигаторами с картой России работы компании «Навител», это убережет вас от ненужных приключений, кои выпали на нашу долю пару лет назад (о них расскажу ниже). Гораздо легче доехать в Грузию на машине, просто двигаясь по главной дороге и ориентируясь по дорожным указателям на Владикавказ.

По пути из Грузии в Россию я бы порекомендовал остановиться на ночь сначала в приграничном грузинском городке Казбеги (двигаясь туда из Тбилиси можно еще раз насладиться волшебными видами Военно-грузинской дороги), а рано утром пройти границу и остаток следующего дня потратить на дорогу домой.

При таком раскладе самым географически выгодным местом для ночлега является Пятигорск, расположенный примерно в 200 километрах от границы России и Грузии. Владикавказ расположен слишком близко (там лучше остановиться по пути из России в Грузию), а Ростов — слишком далеко, от границы придется ехать около 800 км по не всегда прямой и скоростной дороге.

Уже несколько лет, возвращаясь в Москву из Грузии, мы всегда останавливаемся в отличном отеле «Маск Пятигорск», расположенном очень удобно для автомобильного путешественника — на окраине Пятигорска, чуть в стороне от автотрассы Владикавказ-Ростов. Благодаря такому расположению заезжать в сам город и плутать там по улицам после утомительного дня не нужно, просто свернул с трассы и ты на месте.

В Грузию на машине: платные участки дороги

От Москвы до Ростова-на-Дону мы в крайний раз насчитали 13 платных участков.

Общая стоимость проезда по ним по состоянию на весну 2019 года составляет около 1000 руб для легкового автомобиля. Более подробную информацию о платных участках и тарифах можно найти здесь.

В Грузию на машине: бензин

Самый дешевый бензин на маршруте Москва-Владикавказ (я рассматриваю только относительно приличные заправки вроде ТНК, Роснефть и Лукойл) — в Тульской области, самый дорогой – на Ставрополье и в Осетии. Имеет смысл залить в Тульской области полный бак и канистру (при ее наличии), это позволит доехать без дозаправок до Владикавказа.

Во Владикавказе желательно выбирать заправки известных сетевых брендов (типа ТНК, Роснефть…) и избегать заправляться в заведениях типа «у дяди Васи» или «у Аслана» — в подобных стрёмных местах нельзя заправляться нигде в России, а на Кавказе особенно. По дороге будут попадаться творческие подделки типа «Томскнефть» с логотипом-копией ТНК, «Ростнефть», «Likoil» и т.п. — вестись на эти провокации и заправляться у них не рекомендую по очевидным причинам.

Питание

Вдоль трассы М4 «Дон» имеется огромное количество всякого общепита, от ресторанов при гостиницах до шашлычных, чебуречных и пирожковых.

Качество еды варьируется в очень широких пределах — мы стараемся своим здоровьем лишний раз не рисковать и обычно питаемся тем, что берем из дома или в кафешках при заправках «Роснефть», что позволяет несколько экономить время: «кормим» машину и едим сами.

На машине по Грузии

Дорожное движение в Грузии правостороннее, максимальная разрешенная скорость в городах 60 км/ч, вне населенных пунктов – 70 км/ч, на автомагистралях – 90 км/ч. В целом дороги в Грузии получше, чем в соседней Армении, но все равно до сих пор хватает и откровенно «убитых». Между крупными городами Грузии (Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Телави) дороги вполне европейского качества.

Надписи на дорожных знаках выполнены на грузинском и английском; достопримечательности и туристически интересные объекты обозначаются знаками коричневого цвета. Важный нюанс: часто на таких знаках указано не расстояние до самого объекта, а лишь до поворота на него с главной дороги. Мы как-то «попались» на эту уловку, когда ехали из Тбилиси в Сигнахи и решили заехать в монастырь Давид Гареджи: на знаке было написано «Давид Гареджи» и расстояние — 5 км, но от поворота до самого монастыря мы затем ехали еще около полутора часов.

Важный момент, который следует иметь ввиду тем, кто хочет взять в Грузии машину в аренду: грузины зачастую предпочитают весьма рискованный стиль вождения и, как показывает наш опыт путешествий по Грузии, далеко не всегда он подкрепляется достаточным уровнем мастерства. Например, однажды мы чудом не столкнулись с древним мерседесом недалеко от Мцхеты: водитель столь увлекся беседой со своей спутницей, что просто не заметил знак «уступи дорогу».

Читайте также:  Как доехать до Мадагаскара

Так что, если вы планируете путешествие по Грузии на машине – своей или арендованной – очень рекомендую быть предельно осторожными и не полагаться на «здравый смысл» соседей по дороге – его вполне может не быть. Со слов знакомых грузин: если днем полиция строго следит за трезвостью за рулем, то ближе к вечеру уже может смотреть на подобные нарушения «сквозь пальцы», особенно в сельских районах – все-таки это Грузия, и традиции винопития тут древнее самого грузинского государства.

Если вас по какой-либо причине остановит дорожная полиция, ни в коем случае с ними не пререкайтесь, и упаси вас Бог пробовать от них откупиться в российских традициях. Один из главных результатов правления бывшего президента Михаила Саакашвили – жесткая реформа полиции и прочих госструктур, причем эта реформа прошла вполне успешно. Может быть, совсем коррупцию в полицейских рядах Михаил Николозович и не искоренил, но так сильно ее ограничить на Кавказе (!), в Грузии (!!), где традиции кумовства и бакшишей едва ли не древнее традиции винопития – это дорогого стоит.

Но, в любом случае, удовольствие от путешествия по Кавказу на машине стоит тех небольших неудобств и предосторожностей, которые с ним связаны. Несмотря на все те «страшилки», что я написал выше, меня за пять больших автопутешествий по Грузии местная дорожная полиция остановила лишь однажды — вполне заслуженно, за непристегнутый ремень. Выписали штраф 40 лари и отпустили с миром. Кстати, штраф надо оплатить в течение 30 календарных дней в отделении банка. Вроде бы есть еще какие-то местные штрафы, которые надо оплачивать в том регионе, где произошло нарушение, но со мной таких прецедентов пока не случалось.

На всякий случай, приведу размер грузинских штрафов за нарушения некоторых правил:

  • Превышение скорости более чем на 15 км/час но не более чем на 40 км/час — 50 лари (1250 рублей) превышение скорости более чем на 40 км/час — 150 лари (3750 рублей)
  • Штраф за выезд на сплошную разделительную полосу и езду по «встречке» — 200 лари (5000 рублей)
  • Проезд на красный свет – 50 лари (1250 рублей)
  • Остановка и стоянка в зоне действия запрещающих знаков — 20 лари (500 рублей)
  • Не пропустил пешехода — 50 лари (1250 рублей)
  • Не пристегнутый ремень безопасности – 40 лари (1000 рублей)
  • Вождение в пьяном виде — лишение прав на полгода, вождение в состоянии наркотического опьянения — лишение прав на три года.
  • Езда без прав — 500 лари (12500 рублей)

Бензин в Грузии

В Грузии с качеством бензина дело обстоит намного лучше, чем в соседней Армении. Есть разветвленные сети международных и национальных топливных брендов, где можно быть уверенным, что тебе не зальют бензин, разбавленный ослиной мочой. Цены на топливо в Грузии (апрель 2019 г.):

Regular (российский 92-й), литр — 2,22 лари (0,82$, 53 руб)
Premium (95-й), литр — 2,33 лари (0,86$, 55 руб)
Super Premium (98-й), литр — 2,46 лари (0,91$, 58 руб)
Diesel, литр — 2,2 лари (0,82$, 52 руб)
Газ — 1,65 лари (0,61$, 39 руб)

Судя по поведению и «самочувствию» мотора, в Грузии качество бензина обычно соответствует заявленному, в Армении же пару раз в этом возникали серьезные сомнения. В принципе, армяне нам сами говорили, что нормального 95-го у них нет, есть лишь неразбавленный 92-й, выдаваемый за 95-й.

Теперь расскажу о том, как во время самого первого путешествия на машине на Кавказ благодаря GPS-навигатору мы умудрились заблудиться на участке Ростов-на-Дону — Владикавказ. С тех пор по данному маршруту я ездил уже несколько раз и всегда по дорожным знакам, без навигатора — дальше станет понятно, почему.

В Грузию на машине: участок Ростов-на-Дону – Владикавказ (наш опыт – не самый лучший)

По плану путешествия этот день не должен был быть знаменателен ничем, кроме 700-километрового переезда между вышеозначенными городами. Однако, «благодаря» нашему навигатору Garmin (или, скорее, карте РФ в этом навигаторе работы компании Навител) мы поимели некоторые приключения. Сначала, уже на выезде из Ростова-на-Дону, навигатор решил, что ехать по самому простому пути, через Минводы, Пятигорск и Нальчик — это попса, и настоящих путешественников сие недостойно. И, вместо прекрасной скоростной трассы Е115/E117 через Минводы и Нальчик навигатор повел нас севернее: через Зерноград и далее по колхозным полям, казачьим станицам и глухим горным аулам. Где-то в ставропольских степях мы увидели вот это:

Комбайнер съездил в Египет

Семейная ферма «Бахча без химии» Пономаревых, GPS-координаты: N45°04.763′; E042°25.177′.

В Северную Осетию мы въехали не с запада (как планировали), а с севера — через Моздок. От Моздока до Владикавказа мы насчитали семь постов ДПС, некоторые из них были более похожи на армейские блок-посты. К чести осетин, взятку у нас откровенно вымогали только на одном из них, на границе между Ставропольем и Осетией, причем вымогал весьма упитанный гаишник явно славянской внешности.

На двух последующих постах обошлось без «штрафов» — мы лишь теряли время, пока скучающие гаишники удовлетворят свое любопытство расспросами типа «кто такие/откуда/нахрена» и т.п. Правда, на третьем посту гаишник все же предпринял вялую попытку срубить немного бабла, но его коллега это дело пресек и, пожелав удачи, отпустил. На остальных четырех постах по дороге до Владикавказа нас не тормозили вообще — видимо, в темноте московские номера не столь хорошо различимы и доблестные сотрудники просто не успевали среагировать и махнуть нам палкой.

Совет: отправляясь на машине в Грузию, для проезда через республики российского Северного Кавказа запаситесь 100-рублевыми купюрами — они, скорее всего, очень вам понадобятся для «ускорения» прохождения проверок на многочисленных тамошних постах ДПС.

На одном посту мы остановились сами чтобы уточнить дорогу, уже отчаявшись ее найти с помощью навигатора через сопки, овраги и редкие аулы. Осетины нам все рассказали и показали: «налево» через Ингушетию или «направо» через Кабарду. Навигатор же упрямо вел нас не «налево» или «направо», а «прямо» — хотя, по словам тех осетин-полицейских, «там дороги вообще нет уже лет двадцать, там лес растет».

Дальше мы ехали, уже наплевав на навигатор: завидев редкого прохожего, спрашивали дорогу и получали исчерпывающие и доброжелательные инструкции. Еще одно впечатление при въезде в Осетию с севера: после цветущих и везде возделанных полей Ставрополья сразу же после административной границы ситуация резко меняется: начинаются бедные полузаброшенные селения, редкие поля, засеянные каким-то рыжеватым растением (не знаем, что это) и общая атмосфера, скажем так, «не вполне благополучия».

Во Владикавказ мы приехали ближе к полуночи, потратив на участок пути от Ростова до Владикавказа около 16 (!) часов, при том, что планировали неспешно доехать максимум за десять. Итак, главная задача — доехать в Грузию на машине из Москвы была нами успешно выполнена, несмотря на мелкие шероховатости, а дальше было еще интереснее: переход российско-грузинской границы на КПП «Верхний Ларс» — «Дариали».

Полезные статьи о Грузии:

Лайфхак: как я экономлю на страховке

Хорошую работающую страховку и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Всем интересующимся данной темой рекомендую почитать подробную статью о выборе правильной туристической страховки — это вполне может уберечь от ненужных переплат и более серьезных неприятностей.

P.S. Добавляйтесь в группы в Facebook www.facebook.com/allmyworld.ru и В контакте vk.com/allmyworld.ru чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Спасибо за внимание и легкой вам дороги в Грузию на машине!
Ваш Роман Мироненко

Поездка в Грузию на машине — 2020: советы и отзывы

Как доехать до Грузии на машине в 2020 году из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга и других городов? Что нужно для прохождения границы? Нюансы путешествия, необходимые документы, а также отзывы и советы туристов, съездивших в Грузию в 2019-2020 годах.

Поездка в Грузию на машине — незабываемое путешествие по Военно-Грузинской дороге, которая не раз признавалась самой красивой горной трассой в мире. Если вы еще не ездили по ней, однозначно пора. Читайте статью и отправляйтесь в путь!

Обратите внимание: единственное законное пересечение российско-грузинской границы по суше — через КПП “Верхний Ларс”.

Арендуйте авто — это лучший способ путешествовать! Myrentacar.com — надежный и удобный сервис проката авто в Грузии. Выбирайте машину на свой вкус и бюджет — выбор большой. Стоимость аренды авто от 23$ в сутки. Появились вопросы? Русскоязычная служба поддержки вам во всем поможет.

Ищите авторские интересные экскурсии на сайтах Sputnik и Tripster. Индивидуальные и групповые, без толп туристов и на русском языке.

Содержание:

Маршрут до Грузии из городов России

Как доехать до Грузии на машине

Дорога в Грузию из Москвы

Из Москвы в Грузию на машине путь пролегает по трассе М-4 “Дон” через Воронеж до Ростова-на-Дону. Этот отрезок пути около 1100 км мало чем запоминается. Трасса четырехполосная, с качественным покрытием и парой платных участков (30 и 55 рублей). Согласно отзывам туристов, выехав из Москвы утром, можно за день проехать этот отрезок и встать на ночлег.

Дальше путь пролегает через Кущевскую, Октябрьскую до пересечения с трассой P-217 “Кавказ” (бывшая М-29), через Кропоткин, Армавир, Невинномысск, Владикавказ. Оттуда по трассе А-161 “Владикавказ-Грузия” (бывшая P-301) до границы. Здесь начинается горная местность, всего две полосы для движения, кое-где четыре. Есть опасные участки, спуски и подъемы. Весь путь – около 2000 км. От границы до Тбилиси еще около 200 км по горной дороге. Инфраструктура на российской стороне развита хорошо, есть придорожные мотели, кафе и заправки.

Из Санкт-Петербурга

Оптимально выдвигаться по трассе М-10 “Санкт-Петербург-Москва” через Валдай, Тверь до Москвы. Затем по МКАД выехать на трассу М-4 “Дон” и ехать в республику по вышеописанному маршруту из Москвы. Скорее всего, придется сделать две остановки на ночлег — до границы ехать 2500 км, еще 200 км до Тбилиси, да и прохождение границы может занять время.

Из Екатеринбурга

Такой же длинный путь предстоит проделать на машине из Екатеринбурга — до границы 2600 км. Обычно путешественники начинают свой путь по федеральной трассе М-5 “Урал”. Маршрут пролегает через Кыштым, Златоуст, Уфу, Октябрьский до Тольятти. Здесь можно сделать первый перерыв и остановиться на ночлег, затем продолжить свое путешествие по трассе P-228 “Сызрань-Саратов-Волгоград” до Волгограда, и по P-221 “Волгоград-Элиста” через Камышин в Элисту. Третий день путешествия пройдет через Ставропольский край (Буденновск, Новопавловск), Кабардино-Балкарию и Северную Осетию (Майский, Терек, Ардон) до Владикавказа, оттуда до границы по трассе А-161.

Из Самары

До границы ехать 1700 км. Сначала по трассе Р-228 “Сызрань-Саратов-Волгоград”. Ночлег можно сделать в районе Волгограда. Далее путь лежит на Элисту, Владикавказ до Верхнего Ларса.

Из Ростова

Из Ростова до границы ехать около 700 км. Теоретически, если не стоять в пробках, то можно уложиться в два дня, с 1 остановкой на ночь. Из Ростова до Владикавказа и Грузии можно доехать по описанному “московскому” маршруту (вторая часть) через Кущевскую, Армавир, Минеральные Воды, Нальчик.

Из Перми

До границы ехать 2500 км, путешествие займет 3 дня. Из Перми нужно выехать на Краснокамскую объездную дорогу и держать путь в направлении Ижевска, далее маршрут проходит через Набережные Челны, Черемшан, Суходол, Тольятти. Тут можно остановиться на ночлег. Затем продолжить путь через Камышин, Садовое, Элисту, здесь можно остановиться второй раз. Третий день путешествия пройдет через Буденновск, Новопавловск, Майский, Терек, Ардон, Владикавказ и до границы.

Горный серпантин, Грузия (Фото © unsplash.com / @dominik_jirovsky)

Прохождение границы

В 2020 году для пересечения границы с Грузией на машине необходимо иметь при себе следующие документы: загранпаспорт (всем пассажирам), техпаспорт и водительское удостоверение (водителю). Международная страховка на машину для въезда в Грузию не требуется. Визы для россиян с 2012 года отменены.

Процедура прохождения границы достаточно простая и обычно непродолжительная — в течение часа. Бывают задержки на российской стороне. Туристы пишут, что некоторые особо торопливые водители с номером региона 15 стремятся проехать без очереди, из-за чего неизбежно возникают стычки с другими водителями. Досмотр авто, как правило, быстрый и беспристрастный.

Дороги в Грузии

Страна развивает туризм, и это видно по дорогам. Практически везде они отремонтированы, по крайней мере, основные туристические направления. Встречаются участки откровенного бездорожья. Такие участки есть на Военно-Грузинской дороге из-за селевых потоков, которые полностью перекрывают транспортное движение. И хотя власти устраняют проблему оперативно, качество дороги страдает сильно.

Согласно отзывам об автомобильных поездках в Грузию за 2019-2020 года, у некоторых путешественников участок пути через Крестовый перевал вызвал откровенный шок: асфальта от Коби до Гудаури практически нет. Это участок с высокой аварийностью, здесь легко пробить днище автомобиля с низким клиренсом, поэтому ехать приходится со скоростью черепахи, и желательно на авто с высокой посадкой. Впрочем, мастерство водителя еще никто не отменял.

Дорожный указатель после Аршы (Фото © med_fassih / flickr.com)

Маршрут путешествия по Грузии на машине

Начало путешествия по Грузии начинается с Военно-Грузинской дороги, где красота окружающих пейзажей просто восхищает. Казбек, Терек, ущелье Дарьяла, арка Дружбы народов, храмы.

Обычно все путешественники начинают осмотр достопримечательностей со столицы — Тбилиси. Дальше маршрут по Грузии на машине может быть следующим: из Тбилиси в Мцхету и Ананури, из Ананури в Телави, оттуда в Греми и Тушети или в Давид-Гареджи.

Можно из Тбилиси съездить в Гори с посещением Уплисцихе, оттуда в Кутаиси, затем в Местиа и Батуми. Некоторые ездят в Боржоми — 160 километров от столицы — попить минеральной воды и посетить рядом пещерный город Вадзиа, Кхервиси и крепость в Акхалтсикхе. Летом очень популярны черноморские курорты: Сарпи, Гонио, Квариати, Кобулети.

Подборка популярных экскурсий в Грузии:

Отели и квартиры в Грузии

Посмотрите, сколько стоят отели в Грузии летом 2020 года:

ТипЦена в сутки (руб.)Пример
Бюджетный гостевой дом в Кутаисиот 600 ₽White House Kutaisi
Бюджетный гестхаус в центре Тбилисиот 1200 ₽Guest House Kato
Отель 3* с завтраками в Старом Тбилисиот 3000 ₽7 Baits Hotel
Отель 3* у моря в Батумиот 1700 ₽Cozy Corner Hotel
Отель 5* у моря в Батумиот 9300 ₽JRW Welmond Hotel & Casino

Где бронировать:

  • Roomguru — проверьте актуальные скидки и сравните цены на отели в разных системах бронирования.
  • Airbnb.ru — аренда комнат, квартир и вилл от хозяев по любой цене: от эконома до настоящей роскоши.

Цены на комнаты, квартиры и дома в Грузии летом 2020 года:

ТипЦена в сутки (руб.)Пример
Недорогая комната в центре Кутаисиот 800 ₽Комната в Кутаиси
Квартира с двориком в центре Тбилиси (2 спальни)от 3000 ₽Central Tbilisi — Patio Appartment
Квартира в Батуми у моряот 2600 ₽IOANE HOME
Квартира в Телави (2 спальни)от 2200 ₽Modern 2 Bedroom Apartment

Мы жили в Тбилиси в центре, у моста мира, в прекрасной квартире в национальном стиле. Высокие потолки, старинная мебель, светильник — очень уютная квартира. Стоила она зимой всего 1700 рублей!

Мы жили в этой теплой и уютной квартире в центре Тбилиси за 1700 рублей в сутки.

Советы и отзывы о поездке в Грузию на машине

Во время поездки в Грузию на машине водителям понадобится немало терпения. По отзывам туристов, в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии многие столкнулись с неприкрытым вымогательством денег со стороны местных работников ДПС. Поэтому лучший способ не попадать в подобную ситуацию — не нарушать.

В горах серпантины, поэтому поезжайте осторожно. К тому же в Грузии отвратительная манера езды. Особенно наглядно это можно увидеть в Тбилиси. Перестроиться с крайнего левого, чтобы повернуть направо, не включить указатель поворота, подрезать другой автомобиль, проехать на красный свет — все это в порядке вещей.

Дороговат бензин — в среднем литр 95 стоит 2,20 лари (по текущему курсу 52 рубля). По отзывам туристов, ездивших в Грузию в 2019-2020 годах, с канистрами в страну не пустят, но можно залить полный бак в районе Владикавказа. Кстати, сразу за Верхним Ларсом на дороге нет заправок, обмена валют тоже нет. Первая заправка появится только в Гудаури.

Еда не самая дешевая, но очень вкусная и порции большие. Обедв кафе — 30 лари с человека. Очень хорошее грузинское вино стоит 25-30 лари за бутылку. Помните, что в Россию можно ввезти не более 3 литров алкогольных напитков на персону.

В целом в стране безопасно, можно спокойно ехать в поездку с детьми. Основные магистрали патрулируют полицейские, они же помогут в случае проблемы. Население доброжелательное, многие владеют русским языком, поэтому языкового барьера не ощущается.

Ссылка на основную публикацию