Право убежища: понятие, виды
Право на убежище и его законодательное регулирование
Право убежища в международном праве рассматривается в 14 статье Всеобщей декларации прав человека. Ее принятие происходило зимой 1948 года в рамках третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Статья гласит, что любой человек вправе осуществлять поиск убежища от преследований в другом государстве, включая использование этого убежища. Подобное право нельзя применять в случае преследования, которое в действительности основано на совершении не политических преступлений или деяний, противоречащих принципам и целям ООН.
Право предоставления убежища лицам, которые преследуются по одному из мотивов (религиозному, политическому, этническому, национальному, расовому), представляет собой важнейшее суверенное право любого государства.
Виды убежища
Принято выделять 2 вида убежища — территориальное и дипломатическое. Первое из них заключается в обеспечении убежищем преследуемых лиц на территории зарубежной страны.
Принятие Декларации о территориальном убежище произошло в 1967 году в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Никакое лицо, совершившее военное преступление, преступление против мира, не вправе ссылаться на поиск убежища и его использование. Это соответствует смыслу международных актов, выработанных для того, чтобы предусматривать нормы в отношении данных преступлений. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на стране, которая его предоставляет.
Дипломатическое убежище представлено убежищем на территории консульств, посольств, на борту одного из военных кораблей или воздушного суда, на территории военной базы или лагеря.
Двусторонние договоры и законы многих стран не признают дипломатическое убежище. Отношение мировых государств к дипломатическому убежищу классифицируется на 3 группы:
- страны, не признающие и не использующие его (большинство мировых государств);
- страны, не допускающие его на своей территории, но предоставляющие (Англия, Франция, США);
- страны, предоставляющие и разрешающие его на своей территории (большинство латиноамериканских государств предоставляют убежище на основе Гаванской конвенции 1928 года о дипломатическом убежище).
Замечание 2
Важно принять ко вниманию, что помещения представительств нельзя использовать для целей, которые несовместимы с функциями представительства (Венская конвенция, п. 3 ст. 41).
Современная наука не рассматривает общепризнанную норму о предоставлении убежища на самолете или военном корабле. Так, в соответствии с отечественным законодательством командиры военного корабля не могут предоставлять на корабле убежище для зарубежных граждан, не имея на это разрешения командования и посла РФ. Если со стороны иностранного гражданина поступает такая просьба, то командир военного корабля докладывает о ней послу РФ и командованию, действуя впоследствии по их указанию.
Противоправным считается предоставление политического убежища на территории одного из военных лагерей и баз.
Международное право характеризуется ростом количества договорных, обычных норм, которые обязывают страны не предоставлять политическое убежище некоторым лицам. В их число включены лица, обвиняемые в совершении преступления против человечества, уголовных преступлениях, которые включены в перечень о выдаче по международному договору (например, террористы). Убежище может предоставляться только в экстренных ситуациях и на тот период времени, который требуется для обеспечения безопасности лица. МИД государства, гражданином которого является человек, должно быть проинформировано о предоставлении убежища.
Убежище, которое предоставлено страной определенному человеку, должно уважаться всеми странами. Человек, который получил убежище, не может быть выдан. Он получает право на защиту от страны, предоставившей убежище.
Субъект, получающий право убежища, не вправе совершать действия, вступающие в противоречие с безопасностью в обществе и законами страны, которая дает убежище.
Убежище запрещено давать людям, которые обвиняются в общих уголовных преступлениях и осуждены по ним. Его нельзя предоставлять и лицу, дезертировавшему из вооруженных сил страны, военным преступникам.
Конституционное положение (ст. 63) гласит, что политическое убежище Российской Федерации может быть предусмотрено для иностранных граждан и лиц без гражданства. Данные действия должны соответствовать общепризнанным положениям международного права. В РФ недопустима выдача другим странам лиц, преследование которых происходит за политические убеждения или действия (бездействие), не признаваемые преступлениями в России. Выдача лица, обвиняемого в определенном преступлении, как и передача осужденных лиц для отбывания наказания в других странах, происходит на основе ФЗ или международного договора РФ.
Порядок предоставления нашей страной политического убежища иностранным лицам и лицам без гражданства определяется в Положении о порядке предоставления РФ политического убежища. Он утвержден президентским Указом № 746 в июле 1997 г.
Данное Положение гласит, что политическое убежище предоставляется Россией иностранным гражданам и лицам без гражданства при учете интересов страны. В основе этого лежат общепризнанные принципы и нормы международного права. РФ предоставляет политическое убежище лицам, которые его ищут, защищая от преследования или реальных угроз стать жертвой преследования в государстве их гражданской принадлежности или в государстве их обычного местожительства. Преследование может осуществляться за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащие нормам международного права и демократическим принципам, которых придерживается мировое сообщество.
Такое преследование может быть направлено непосредственно против лиц, которые обращаются с ходатайством о предоставлении политического убежища. В РФ предоставление политического убежища осуществляется посредством указа Президента. Оно распространяется и на членов семьи человека, получившего политическое убежище. В этом случае необходимо их согласие с ходатайством. Не требуется согласие детей, которые не достигли возраста 14 лет.
Лица, желающее получить политическое убежище в рамках территории нашей страны, лично обращаются в территориальный орган ФМС РФ в течение 7 дней по прибытию или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих им вернуться в государство своей гражданской принадлежности (государство обычного местожительства). Для этого по месту пребывания направляется письменное ходатайство, которое при наличии достаточных оснований отправляется в ФМС России.
Лица, которым предоставлено нашим государством убежище, включая членов их семьи, получают свидетельство установленного образца по месту обращения с ходатайством. Человек, получивший политическое убежище, на территории нашего государства пользуется правами и свободами и несет обязанности, равные тем, которые используют и несут граждане РФ. Исключением являются случаи, установленные для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральными законами или международными договорами РФ.
В РФ политическое убежище не может предоставляться:
- если человека преследуют за действия (бездействие), которые в нашей стране признаны преступлением;
- если человек виновен в совершении действий, которые противоречат целям и принципам ООН;
- когда лицо привлекается как обвиняемое по уголовному делу или если в отношении него имеется приговор суда, который вступил в законную силу и подлежит исполнению на территории России;
- если человек прибыл из третьей страны, в которой ему не грозило преследование;
- когда лицо прибывает из государства, для которого характерны развитые и устоявшиеся демократические институты в сфере защиты прав человека;
- если человек прибыл из государства, с которым наша страна имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (в этом случае не должно быть ущерба для права этого лица на убежище по Закону РФ «О беженцах»);
- если человек представил заведомо ложную информацию;
- если лицо уже имеет гражданство третьей страны, где оно не подлежит преследованию.
Особенности утраты политического убежища
Человек, которому наша страна предоставляет политическое убежище, может утратить право на убежище в нескольких ситуациях:
- возврат в государство своей гражданской принадлежности (государство обычного местожительства);
- выезд в третью страну на жительство;
- добровольный отказ от политического убежища в рамках территории РФ;
- приобретение гражданства нашей страны (гражданства других государств).
Комиссия по проблемам гражданства при Президенте РФ в соответствии с представлением ФМС России определяет утрату политического убежища на основе заключения МИД РФ, МВД РФ, ФСБ РФ. Решение Комиссии должно быть доведено до сведения человека, который утрачивает политическое убежище. Он может лишиться убежища в Российской Федерации по соображениям государственной безопасности.
Также это предусмотрено для случаев, когда человек ведет деятельность, противоречащую целям и принципам ООН или совершает преступление и в отношении него есть обвинительный судебный приговор, который вступил в законную силу и подлежит исполнению. Человек лишается политического убежища посредством Указа Президента РФ.
В качестве предметного доказательства заявленной приверженности нашего государства добросовестному выполнению своих международных обязательств (в первую очередь, в сфере прав человека) выступают федеральные законы: № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «, «О правовом положении иностранных граждан в РФ». По факту их принятия осуществляется рационализация внутригосударственного законодательства в области снятия искусственных препятствий на пути легализации на территории страны иностранных граждан. В режиме признанных всеми мировых стандартов регистрационный учет производится в уведомительном, а не разрешительном порядке. Это может происходить как по месту работы, так и по месту временного проживания.
Право убежища
Одним из важных суверенных прав государства является право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Различают территориальное и дипломатическое убежище.
Территориальное убежище — это предоставление убежища преследуемому лицу на территории государства.
Дипломатическое убежище — это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного государства. Институт дипломатического убежища действует главным образом в странах Латинской Америки.
Институт убежища межотраслевой: его нормы зафиксированы и дипломатическом праве, и в международном гуманитарном праве. Нормы о праве убежища — преимущественно обычные нормы международного права. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. Однако универсальная конвенция о праве территориального убежища заключена не была. Право дипломатического убежища получило договорное оформление в Гаванской конвенции об убежище 1928 г., Конвенции о дипломатическом убежище 1954 г. и некоторых других. Помимо международных документов, нормы о праве убежища зафиксированы также в законодательстве различных государств (например, в ст. 63 Конституции РФ, Положении о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденном Указом Президента от 21 июля 1997 г.).
Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражданином которого является соответствующее лицо.
Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, получившее убежище, не может быть выдано и получает право на защиту со стороны государства, предоставившего убежище.
Получившее право убежища лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству государства, предоставившего убежище.
Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуголовных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, дезертировавшим из вооруженных сил государства, и военным преступникам.
Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (ратифицирована Россией в 1992 г.), беженцем является лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее. Кроме того, беженцами считаются также лица, признаваемые таковыми конвенциями о беженцах 1926,1928,1933,1938, 1939 гг. (конвенция 1951 г. заменила их между теми же участниками), а также Уставом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, утвержденном Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 г.
В качестве беженцев не рассматриваются лица, виновные в совершении:
преступления против мира, военного преступления или преступления против человечности;
тяжкого преступления неполитического характера вне страны, давшей им убежище;
деяний, противоречащих целям и принципам ООН.
Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли.
Государства выдают беженцам удостоверения личности и обязуются облегчать натурализацию беженцев. Беженцы обязаны подчиняться законодательству страны своего места нахождения. Государства не должны применять дискриминационных мер к беженцам по признаку расы, религии или страны происхождения и обязуются предоставлять беженцам положение, которым вообще пользуются иностранцы (если только Конвенция не предоставляет более благоприятного положения).
Беженцы, согласно Конвенции, имеют право на имущество, авторские и промышленные права, право на ассоциации, право на обращение в суд, право заниматься предпринимательством и работать по найму и другие права.
Особое внимание Конвенция уделяет социальному обеспечению и правительственной помощи беженцам. Государства не облагают беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собственных граждан.
Государства — участники Конвенции сотрудничают с ООН в области обеспечения прав беженцев. Верховному комиссару ООН по делам беженцев поручено наблюдение за выполнением международных конвенций по делам беженцев.
В 1993 г. главы государств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, принимая во внимание критическую ситуацию, сложившуюся в связи с ростом числа переселенцев и беженцев на территории бывшего Союза ССР, подписали Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
В соответствии с Соглашением (ст. 1) беженцем признается лицо, которое, не являясь гражданином страны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой страны — участницы Соглашения вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами. Беженцем не может признаваться лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое умышленное уголовное преступление.
Вынужденным переселенцем признается лицо, которое, являясь гражданином страны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства-участника вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами (ст. 2).
Государства выезда обязались:
осуществлять эвакуацию населения из зон вооруженных и межнациональных конфликтов, предоставляя возможность для его беспрепятственного добровольного выезда на территорию одной из сторон Соглашения;
обеспечивать личную и имущественную безопасность эвакуирующихся, добиваясь прекращения огня, соблюдения охраны общественного порядка во время эвакуации;
решать вопросы финансового, материально-технического, продовольственного, медицинского и транспортного обеспечения эвакуирующихся.
Государство, предоставившее убежище, берет на себя обязательства:
обеспечивать для беженцев и вынужденных переселенцев в местах их временного размещения необходимые социально-бытовые условия;
оказывать беженцам и вынужденным переселенцам содействие в трудоустройстве в соответствии с принятым в каждом из государств-участников законодательством о занятости населения.
содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в истребовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством, свидетельств о браке, рождении, трудовых книжек и других документов, необходимых для решения вопросов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, выезда за границу и т.д.
Государство выезда возмещает беженцам и вынужденным переселенцам стоимость оставленного или утраченного ими на его территории жилья и другого имущества, компенсирует ущерб здоровью и потерю заработка. Размеры материальной компенсации определяются по расценкам государства выезда.
Создается Межгосударственный фонд помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств — участников СНГ оказывает содействие в реализации Соглашения.
Право убежища
В международном праве закреплено право убежища.
В соответствии со ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООП. Следовательно, право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам, является одним из важных суверенных прав государства.
Различают территориальное и дипломатическое убежище.
Территориальное убежище — это предоставление убежища преследуемому лицу на территории иностранного государства.
В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. В соответствии с этой Декларацией убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, п отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве.
Дипломатическое убежище — это убежище на территории посольства, консульства, на борту военных кораблей и воздушных судов, па территории военных баз и лагерей.
Законодательства некоторых стран, а также ряд двусторонних договоров не признают дипломатического убежища. Отношение всех стран мира к дипломатическому убежищу условно можно разделить на три группы:
- а) государства, которые не признают и не практикуют его (большинство стран мира);
- б) государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют (Франция, США, Англия);
- в) государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают его предоставление на своей территории (многие латиноамериканские страны на основании Гаванской конвенции о дипломатическом убежище 1928 г.).
При этом следует иметь в виду, что помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительства (п. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях).
Современное международное право не содержит общепризнанной нормы о предоставлении убежища на военных кораблях и самолетах. Так, в соответствии с законодательством Российской Федерации, командиру военного корабля запрещается предоставлять на корабле убежище иностранным гражданам без разрешения на то командования и посла Российской Федерации. В случае поступления такой просьбы от иностранного гражданина командир военного корабля должен доложить об этом командованию и послу Российской Федерации и действовать по их указанию.
Предоставление политического убежища на территории военных баз и военных лагерей является противоправным.
В международном праве растет число договорных, обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся, в частности, липа, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы). Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период времени, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражданином которого является соответствующее лицо.
Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, получившее убежище, не может быть выдано и получает право на защиту со стороны государства, предоставившего убежище.
Получившее право убежища лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству государства, предоставившего убежище.
Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуголовных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, дезертировавшим из вооруженных сил государства, и военным преступникам.
В соответствии со ст. 63 Конституции РФ Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.
Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства определяется Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746.
В соответствии с данным Положением политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласия детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.
Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу России.
Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:
- – лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
- — лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
- — лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
- — лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
- – лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации “О беженцах”;
- — лицо представило заведомо ложные сведения;
- — лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.
Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в следующих случаях:
- — возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;
- – выезда на жительство в третью страну;
- — добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;
- — приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.
Утрата политического убежища определяется Комиссией но вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Федеральной миграционной службы России на основании заключений Министерства иностранных дел РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении пего имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Лишение политического убежища производится Указом Президента РФ.
Предметным доказательством заявленной приверженности России добросовестному выполнению своих международных обязательств (и, в частности, в области прав человека) является вступление в силу в 2007 г. Федеральных законов от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” и от 30 декабря 2012 г. № 320-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “”О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации””. По факту принятых законов была осуществлена рационализация внутригосударственного законодательства в части снятия искусственных препятствий на пути легализации иностранных граждан на территории России. В режиме общепризнанных мировых стандартов регистрационный учет стал осуществляться в уведомительном, а не разрешительном порядке, причем как по месту временного проживания, так и по месту работы.
Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 “Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища” (с изменениями и дополнениями)
Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746
“Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища”
С изменениями и дополнениями от:
1 декабря 2003 г., 27 июля 2007 г., 12 июля 2012 г., 7 декабря 2016 г., 19 декабря 2018 г.
В целях совершенствования законодательства Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.
2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. N 763 “Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст. 3095).
Президент Российской Федерации
21 июля 1997 года
Положение
о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища
(утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746)
С изменениями и дополнениями от:
1 декабря 2003 г., 27 июля 2007 г., 12 июля 2012 г., 7 декабря 2016 г., 19 декабря 2018 г.
Настоящее Положение определяет порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.
I. Общие положения
1. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются – лица) с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Положением.
2. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.
При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.
3. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.
4. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.
5. Утратил силу с 19 декабря 2018 г. – Указ Президента России от 19 декабря 2018 г. N 731
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 6 внесены изменения
6. Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:
возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;
выезда на жительство в третью страну;
добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;
приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.
Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.
7. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.
II. Порядок представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 8 внесены изменения
8. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту своего пребывания с письменным ходатайством. Указанное ходатайство не может быть подано в форме электронного документа. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Абзац утратил силу с 19 декабря 2018 г. – Указ Президента России от 19 декабря 2018 г. N 731
Информация об изменениях:
На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая, наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации. Справка не может быть выдана в форме электронного документа. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.
9. В ходатайстве на имя Президента Российской Федерации о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах, указанных в пункте 2 настоящего Положения, а также необходимые автобиографические сведения.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 10 изложен в новой редакции
10. Министерство внутренних дел Российской Федерации рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.
11. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 12 внесены изменения
12. Срок рассмотрения ходатайств в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.
III. Порядок исполнения указов Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища
13. Указ Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 14 внесены изменения
14. Министерство внутренних дел Российской Федерации в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.
В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 12 июля 2012 г. N 978 в пункт 15 настоящего Положения внесены изменения
15. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Свидетельство не может быть выдано в форме электронного документа.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 16 изложен в новой редакции
16. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам, указанным в пункте 15 настоящего Положения, вид на жительство.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 17 изложен в новой редакции
17. Формы справки о законном пребывании лица на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства, а также свидетельства и ходатайства о предоставлении лицу политического убежища Российской Федерацией устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Право убежища понятие и виды. Виды убежища территориальное и дипломатическое (стр. 1 из 2)
Кафедра публичного права
Дисциплина: Международное право
Тема: «Право убежища: понятие и виды. Виды убежища (территориальное и дипломатическое).»
студентка 3 курса,
дневной формы обучения
1. Понятие убежища. Исторические факты………………………………..4
Список использованных источников…………………………………………..11
Одним из важных суверенных прав государства является право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Различают территориальное и дипломатическое убежище. Тенденции развития современного международного права таковы, что приоритетное значение приобретает защита прав человека. Одним из важнейших институтов такой защиты является право убежища. Войны, международные конфликты, многочисленные социальные катаклизмы, которые можно наблюдать сегодня в мире, привели к тому, что многие люди были вынуждены покинуть место их обычного проживания и искать убежище в других государствах. Предоставление государством убежища иностранцу или лицу без гражданства означает, что такой человек может въехать в это государство, жить в нем и не будет выдан другому государству как преступник.
Право иностранцев искать в другом государстве убежище от преследования за политическую деятельность и убеждения (“право убежища”) восходит ко времени Великой французской революции, провозгласившей в Конституции 1793 г. предоставление “убежища иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы”. За прошедшее с тех пор время право убежища было закреплено в конституциях большинства демократических государств. В XX столетии оно стало одним из общепризнанных положений международного права и предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека.
Выделяют два вида убежища: дипломатическое и территориальное.
Территориальное убежище — это предоставление убежища преследуемому лицу на территории государства. Дипломатическое убежище — это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного государства. Институт убежища межотраслевой: его нормы зафиксированы и дипломатическом праве, и в международном гуманитарном праве.
1.Понятие убежища. Исторические факты
Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т. п.
Впервые в конституции Франции 1793 года было закреплено право страны предоставлять убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы. Позже развитие данного правового института происходило как в рамках национального законодательства, так и на международном уровне.
Необходимо различать право убежища как институт международного права и институт внутригосударственного права. Имеется в виду совокупность в первом случае международно-правовых, а во втором – внутригосударственных норм, относящихся к предоставлению политического убежища. Таким образом, практически существует столько внутригосударственных институтов политического убежища, сколько существует государств, принявших соответствующие юридические нормы.
Само по себе обращение с просьбой о предоставлении политического убежища не означает, что такое убежище автоматически будет предоставлено. Институт политического убежища в международном праве является преимущественно обычно-правовым. В рамках Организации Объединенных Наций была предпринята попытка кодифицировать эти нормы: Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1967 г. приняла Декларацию о территориальном убежище (резолюция 2312/ХХII).
Важнейшее положение международного права, относящееся к предоставлению территориального убежища, заключается в следующем (оно закреплено в п. 1 ст. 1 декларации): убежище, предоставляемое каким-либо государством в порядке осуществления своего суверенитета, должно уважаться всеми остальными государствами. Иными словами, предоставление убежища – это суверенное право государства. Оно может его предоставить какому-либо лицу или лицам, может в нем и отказать. Но если государство реализовало это право, предоставив какому-либо лицу или группе лиц убежище, возникает ряд международно-правовых последствий.
В соответствии с нормами международного права, государства могут предоставлять право убежища лицам, которые подвергаются или имеют основание считать, что будут подвергаться преследованию в своем государстве или государстве своего постоянного местожительства за свои политические убеждения и политическую деятельность. Каждое государство само определяет, каким лицам и на каких условиях оно предоставляет убежище. Круг лиц, которым предоставляется убежище, определяется во внутреннем законодательстве государства. Право убежища — это институт, который основывается на государственном суверенитете. Никто кроме властей государства, предоставляющего убежище, не может определять категорию лиц, пользующихся этим правом. Вместе с тем, в международном праве существуют правовые нормы, ограничивающие право государства предоставлять убежище. К такой категории относятся:
♦ лица, обвиняемые в совершении международных преступлений;
♦ уголовные преступники, подпадающие под перечень двусторонних договоров об экстрадиции;
♦ лица, обязательная выдача которых предусмотрена в многосторонних международных договорах о борьбе с отдельными видами уголовных преступлений.
Необходимое условие права убежища — наличие в каждом конкретном случае соответствующей просьбы со стороны заинтересованного лица. Необходимое условие права убежища — наличие в каждом конкретном случае соответствующей просьбы со стороны заинтересованного лица. При этом возникают три группы правоотношений:
1. между лицом, испрашивающим убежище, и государством его гражданства;
2. между данным лицом и государством, предоставляющим убежище;
3. между государством гражданства данного лица и государством, предоставившим убежище.
После окончания Второй мировой войны вопрос о праве убежища находился на повестке дня Организации Объединенных Наций. В общей форме это было провозглашено в статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года:
– Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
– Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или действия, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Наиболее древняя форма убежища — религиозная. Христианская религия широко регламентировала убежище в священных местах до абсолютизма. До сегодняшнего времени Римская церковь не отказалась от права убежища. Но большинство субъектов международного права — Ватикан, Испания, Португалия — это запрещают. Что касается православия, то этот вид убежища был только в древности. Ислам знает убежище в священных городах, у могил предков.
Различают территориальное и дипломатическое убежище. Территориальное убежище – предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище – предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле.
В практике государств имеются случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государства, но и вне ее: в зданиях дипломатических миссий и консульств, на борту военных кораблей и воздушных судов, на территории военных баз и лагерей. Предоставление убежища дипломатическим или консульским учреждением называется дипломатическим убежищем. Эта форма убежища применяется в практике государств только после появления института постоянных дипломатических учреждений и наделения их привилегиями и иммунитетами. Широкое распространение этот вид убежища получил в практике всех государств в течение XVI—XVIII веков. По отношению к дипломатическому убежищу все государства можно разделить на следующие группы:
♦ Государства, которые не признают и не практикуют его. Это наиболее многочисленная группа государств, к которой относится и Республика Казахстан.
♦ Государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют. К таким государствам относятся Франция, Великобритания, США.
♦ Государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают предоставлять его на своей территории. К этой группе относятся латиноамериканские государства.
♦ Государства, которые сами убежище не предоставляют, но разрешают его предоставлять на своей территории — например, Греция.
Таким образом, только латиноамериканские страны признают этот вид убежища, т. е. можно утверждать о существовании региональной нормы в этом вопросе.
В соответствии с Гаванской Конвенцией о дипломатическом убежище 1928 года, этот вид убежища предоставляется при наличии следующих условий:
Лекция 9. Международное право и права человека
9.5. Право убежища
В МГП нет обязательного для государств, специального международно-правового акта, закрепляющего правила предоставления убежища и пользования им. В Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) также нет упоминания об указанном институте. В науке международного права существует два подхода в определении понятия «убежища». Одни ученые понимают этот институт как право государства предоставить убежище, другие – как право лица получить убежище. Существует и другое, весьма обоснованное определение понятия института убежища, объединяющее обе точки зрения. Так, A.M. Войцехович и Г.И. Тункин определяют институт убежища как неразрывное единство права государства предоставить политическое убежище в осуществление своих суверенных прав и права человека искать убежище в других странах. Однако Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), являющаяся рекомендательным актом, содержит общее указание, что «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем» (ст. 14). Подобный подход проявляется и в Декларации о территориальном убежище, принятой ГА ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации. В названной Декларации о территориальном убежище (1967 г.) основанием для обращения лица и предоставлении ему убежища считается преследование за деятельность политического или подобного характера. Однако в соответствии с Декларацией государствам предоставляется право устанавливать основания для предоставления убежища самостоятельно. Убежище, которое предоставляется государствами в соответствии с нормами Декларации 1967 г., называется «политическим убежищем», или «территориальным убежищем». Оно предоставляется государством в силу своего суверенитета. Лицу, ищущему убежище, не может быть отказано в разрешении перехода границы оно не может быть выслано в страну, где возможна угроза преследования. Исключения допустимы по соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения. Декларация 1967 г. перечисляет и случаи недопустимости предоставления убежища. К таковым относится преследование лица за совершение неполитического преступления или при совершении деяния, противоречащего целям и принципам ООН. Это значит, что убежище не предоставляется лицу, совершившему действия, направленные на подрыв международного мира и безопасности, или совершившему деяния, нарушающие 10 основных принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН, Декларации принципов (1970 г.) и Заключительном акте СБСЕ (1975 г.). Данный вид убежища (территориальный) признается многими государствами мира и находит развитие в национальном законодательстве.
Понятие территориального (политического) убежища строится на основе использования лицом территории государства в соответствии с его законодательством. В противовес территориальному убежищу на региональном уровне существует институт дипломатического убежища в соответствии с Конвенцией об убежище 1928 г., принятой на конференции американских государств. Под ним понимается предоставление лицу, преследуемому по политическим основаниям, укрытия в помещениях дипломатических представительств, консульских учреждений, на борту военного корабля или военно-воздушного судна, на территории военных баз и лагерей. Практика ведущих западных стран развивается в направлении все более широкого применения этого института. В настоящее время универсальных соглашений о дипломатическом убежище не существует. Многие государства мира исходят из необходимости предоставления не дипломатического убежища, а дипломатического укрытия, мотивируя это тем, что необходимо сохранить жизнь и здоровье лица, нуждающегося в защите. При этом они мотивируют свое решение внутригосударственным актом (США). Некоторые государства, не признавая дипломатическое убежище, однако, считают необходимым его применение в тех странах Латинской Америки, где указанный вид убежища предоставляется (Бельгия, Франция). Институт дипломатического убежища имеет место лишь в государствах Латинской Америки и неизвестен общему международному праву. Следует отметить, что он противоречит ч. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. и ч. 2 ст. 55 Венской конвенции о консульских сношениях (1963 г.), согласно которым помещения представительств не должны использоваться в целях, не совместимых с их функциями.