Храм в Македонии: особенности и преимущества

Особенности отдыха в Македонии

Познавательный туризм вовсе не обязательно должен проходить в раскрученной турагентствами стране, где-то далеко от дома. Интересно и весело отдохнуть можно и в одной из Балканских стран. Почему бы, к примеру, не обратить свой взор на Македонию. Эта удивительная страна хоть и находится слегка в стороне от привычных для русскоговорящих путешественников туристических маршрутов, но это вовсе не означает что здешний отдых пройдет хуже чем в соседней Болгарии или Греции. В Македонии имеется все необходимое для того, чтобы долгожданный отпуск прошел успешно – чистый воздух, теплое солнце и богатая история. Убедиться в этом смогут все туристы, отважившиеся посетить эту небольшую страну.

Македонцы очень гостеприимный и доброжелательный народ. С повышенным вниманием и искренней заботой они относятся к самым маленьким туристам. В отелях любого курорта страны для юных постояльцев предоставляет все необходимое для комфортного проживания. Кстати, гостиницы и отели в Македонии имеются разного уровня. В столице страны Скопье можно остановиться в шикарных апартаментах или переночевать в чистом и недорогом хостеле. Небольшие курортные городки Македонии предлагают туристам комфортные номера в семейных мини-гостиницах, пансионатах или небольших отелях. В горнолыжных курортах и озерном Охриде можно на время отдыха снять частные апартаменты. Аренда квартиры в Македонии по стоимости соответствует проживанию в хорошем трехзвездочном отеле. К слову, большинство отелей страны сертифицировано как двух- и трехзвездочные заведения. И тем не менее, номера в таких гостиницах оснащены кондиционерами, мини-барами, ванной комнатой. На территории некоторых отелей имеются бассейны и детские площадки. Что же касается питания, то отели Македонии практикуют раздельную оплату за проживание и питание. При желании туристы могут заказать завтраки и полный пансион в ресторане, прикрепленном к отелю или гостевому дому.

Еще один важный аспект, говорящий в пользу Македонии – возможность отведать блюда национальной македонской кухни, которая отличается изобилием свежих овощей, сочных фруктов, большим выбором рыбных и мясных блюд. Чего только стоит форель по-охридски или угорь, запечённый в горшочке. Такой приятно сладковатый вкус бывает только у рыбы, выловленной в Охридском озере. А порции в здешних ресторанах и кафе радуют по-балкански щедрыми размерами. Одной тарелкой горячего блюда и салата могут насытиться двое взрослых туристов. Особенно приятно пробовать все эти яства, сидя за столиком ресторана или кафе, расположенного на побережье озера. Живописная панорама, завораживающие звуки живой народной музыки и ароматы, исходящие от традиционных блюд, закрепляют и без того приятные впечатления от пребывания в этой стране. И при всем при этом питание в Македонии считается одним из самых дешевых среди всех близлежащих стран (Болгария, Греция, Албания). Но и это еще не все. Македония славится не только рыбой по-охридски, но и своими домашними винами. Продегустировать вино превосходного качества можно в ресторанах, специальных отелях, расположенных на территории виноградных плантаций или во двориках частных домов.

Еще одно преимущество маленькой Македонии перед другими странами – весьма разнообразная природа. Здесь имеются чистые озера, красивые водопады, живописные долины и удивительные молчаливые горы. На территории Македонии находится два горных массива – Родопы в центральной части и Пинд на западе. Любители активного отдыха могут совершать в этих районах пешие, велосипедные и конные прогулки в теплый период. Зимой горнолыжные курорты Македонии радуют туристов возможностью покататься на лыжах и сноубордах по неплохим трассам. Снежный покров в горных районах удерживается с ноября до начала марта. Ко всем прочему любознательные непоседливые туристы на курортах Македонии могут заняться не только горным или пешим туризмом, но и познакомиться со спелеологией. Один из красивейших пещерных районов страны расположен в горах Бистро, где спрятано множество гротов и находится самая известная пещера Весна (Врело).

Экотуристов Македония удивит чистым сосновым воздухом, витающим на берегу Преспанского озера и своей жемчужиной – древним кристально прозрачным Охридским озером. За экологией озера, внесенного в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, тщательно следят сотрудники природоохранной организации. На берегу озера располагается один из самых популярных курортов Македонии – Охрид. Этот город с неисчислимым количеством православных церквей и храмов, мирно уживающихся с мечетями, еще раз подтверждает правильность выбора туристов, в пользу отдыха в Македонии.

И еще, не особая популярность Македонии у туристов, на мой взгляд, является большим плюсом. Поскольку это дает шанс путешественникам отдохнуть в спокойной обстановке и неторопливо осмотреть достопримечательности страны без преследующей по пятам шумной толпы отдыхающих. А учитывая компактные размеры Македонии, при желании за один отпуск получится изучить все её примечательные уголки. Благодаря хорошей работе местных экскурсионных бюро осмотр памятников и природных достопримечательностей страны может проходить в сопровождении опытного гида, который с легкостью устроит катание на лодке по Охридскому озеру с заходом в монастырь святого Наума или исследовательский променад по улицам Скопье.

Что касается минусов отдыха в этой стране, то к ним можно отнести не особо интенсивное авиасообщение между Македонией и Россией. Это усложняет туристам свободный выбор даты прибытия/отлета на приглянувшийся курорт. Малое количество прямых рейсов из России в Охрид – самый популярный курорт Македонии и чартерных рейсов до Скопье создает большие неудобства для путников. Привязанным к временным ограничениям путешественникам приходится совершать перелет через Грецию, что вынуждает оформлять визу и толкает на дополнительные расходы.

Но разве есть хоть один курорт, отдых на котором не имеет недостатков? Я с таким еще не сталкивалась. Так что туристам следует отбросить все сомнения и отважиться на поездку в бывшую провинцию Римской империи – страну, сумевшую сохранить в первозданном виде природные уголки и средневековые памятники.

Македония

Респу́блика Македо́ния (макед. Република Македонија [rɛˈpublika makɛˈdɔnija]) — не имеющее выхода к морю государство на юго-востоке Европы, на Балканском полуострове. Входит в ООН как бы́вшая югосла́вская Респу́блика Македо́ния. На севере граничит с частично признанной Республикой Косово и Сербией, на западе — с Албанией, на юге — с Грецией, на востоке — с Болгарией.

Содержание

Православие в Македонии

Православие в Македонии является доминирующей конфессией в стране; его исповедуют бо́льшая часть населения — 68 %. Положение православия в современной Македонии осложнено церковным расколом: в стране параллельно существуют неканоническая Македонская православная церковь, поддерживаемая властями страны, и Православная Охридская архиепископия в составе Сербской Православной церкви.

История

Христианство на македонские земли пришло с миссионерской деятельностью апостолов Павла и Андрея Первозванного. В первые века нашей эры Македония была под властью Римской империи и затем её границы и этнический состав менялся, однако уже к IV веку христиане Македонии имели церкви с церковной иерархией. На Сардикийском соборе (343) присутствовал епископ Скупи (совр. Скопье) Перигорий. В IV веке существовало епископство и в городе Лихидос (совр. Охрид). В V веке существовали метрополии в Солуни, Скопье, Хераклеи (макед.)русск., Баргале (макед.)русск. и Стоби (макед.)русск.. Сооружаются базилики.

После переселения славян на Балканы в VI-VII веке они вытеснили и ассимилировали греческое население современной Республики Македонии. В IX веке эти земли вошли в состав Болгарской державы, что на века объединило судьбы Болгарии и Македонии. После раскола христианства Македония продолжала оставаться тесно связанной с Восточной церковью, за исключением краткого периода, когда после IV крестового похода и основания Латинской империи в Скопье было учреждено католическое епископство. За время правления Византийского императора Юстиниана I, родившегося неподалёку от Скопье, Скопский митрополит был провозглашён автокефальным архиепископом. В VII веке территории современной Македонии были колонизированы Славянами, что привело к смешению коренного населения со славянским, христианство при этом вытеснялось язычеством.

В IX веке территория Македонии оказывается во власти Болгарского царства. Ведущую роль в христианизации славян сыграли Кирилл и Мефодий, которые создали один из первых славянских алфавитов, и перевели на старославянский язык избранные места из Евангелия, Псалтырь, Апостольские послания. Большую роль в утверждении христианства сыграли ученики Кирилла и Мефодия — Климент и Наум — их усилиями конце IX века была основана Охридская школа письменности и Охридский монастырь.

С 927 года — была создана автокефальная церковь (патриархат) с центром в Охриде (Охридская православная церковь). Эта церковная независимость постоянно оспаривалась Константинополем. Именно с Охридской церкви пришли в Киев первые митрополиты, церковная организация и (по некоторым данным) крещение.

В 1767 году во времена османской оккупации Охридское архиепископство теряет автокефалию, подчиняясь Константинопольскому патриархату. С тех пор предпринимались попытки восстановить Охридское архиепископство, которые особенно усилились с подъёмом национально-освободительной борьбы против османской оккупации. В 1874 году Македонская церковь переходит под юрисдикцию Болгарского экзархата.

С окончанием Первой мировой войны большая часть Македонии попадает под власть Сербского королевства. Вместе с тем большинство православных приходов Македонии подчиняются Сербской православной церкви.

После аннексии Македонии Болгарией, которая принимала участие во Второй мировой войне на стороне Германии, македонские приходы возвращаются к юрисдикции Болгарского экзархата.

По окончании Второй мировой войны территорию Македонии был включен в Югославской Федеративной Республики. В это время в Македонии образованы три епархии, к которым принадлежало большинство жителей этой области. После прихода к власти коммунистов сначала была образована федеральная Македонская республика, а затем властями было санкционировано создание автокефальной православной церкви.

В октябре 1958 года в Охриде состоялся Церковный и Национальный собор, собравший 220 священников и мирян, на котором было решено восстановить и древнюю архиепископскую кафедру в Охриде, и автономию Македонской Православной Церкви. На Соборе избраны три новых епископа для трёх новых епархий, соответственно и такое избрание было расценено как неканоническое, поскольку на нем присутствовал всего один епископ. Однако новая Церковь заявила, что находится в каноническом единстве с Сербской Православной Церковью в лице Сербского патриарха. В июне 1959 года Сербский Священный Синод признал Церковь за свершившийся факт — и в следующем месяце избранные епископы были рукоположены́ сербскими православными епископами.

Осенью 1966 года Македонская Православная Церковь официально обратилась к Сербскому Патриархату с просьбой предоставить ей автокефальный статус, но в мае 1967 года собор епископов Сербской Церкви отверг просьбу. Однако македонцы при активном вмешательстве властей настаивали на своём — и 17-19 июля 1967 созвали собор в Охриде.

19 июля, основываясь на резолюции собора, Священный Синод Македонской Церкви провозгласил автокефалию Православной Церкви Республики Македония. Митрополит получил новый титул «архиепископ Охридский и Македонский». Всё открыто поддерживалось коммунистическим правительством Македонии, члены которого присутствовали на поставленные архиепископа — и отдали ему должную честь.

В сентябре 1967 года Синод Сербской Церкви объявил Македонскую Православную Церковь раскольнической религиозной организацией и порвал с ее иерархией все литургические и канонические отношения: такое решение было поддержано другими православными церквами — ни одна не признала каноничности Македонской Церкви.

Современное состояние

Количество верующих составляет примерно 1,2 миллиона, или 2/3 населения Македонии (в основном славянское). Кроме того они имеют общины в США и Австралии. В настоящее время предстоятелем Македонской Православной Церкви архиепископ Охридский и Македонский Стефан (Вельяновский).

Охрид

Современный город Охрид построен на месте античной (иллиро-македонской) колонии Лихнид известной ещё со II—III веков до н. э. В 148 году до н. э. колония была захвачена римлянами, которые после разрушительного землетрясения в 518 году почти полностью её перестроили, из древних македонских построек сохранились только мраморные столбы.

К концу V — началу VI веков город постепенно заселяется славянскими народами. В 861 году входит в состав Болгарии и вскоре получает современное название (под названием Охрид впервые упоминается в 879 году). В Охриде с 886 года ведёт просветительскую деятельность ученик Кирилла и Мефодия Св. Климент Охридский, основавший в Охриде по распоряжению болгарского царя Бориса книжную школу по переводу церковных греческих книг на славянский язык. Считается, что именно в Охриде впервые был создан алфавит кириллица.

Святые

  • свмч. Еразм Охридский

Святыни Македонии

Мощи святых и чудотворные иконы в Македонии находятся в храмах и монастырях неканонической «Македонской Православной Церкви».

ОХРИД. Храм Св. Климента. Мощи:

  • свт. Климент Охридский (Х в.) (часть мощей).

МОНАСТЫРЬ СВ. НАУМА (южный берег Охридского озера, 30 км. от Охрида; не действует). Мощи:

МОНАСТЫРЬ ВОДОЧА (4 км. к западу от Струмицы). Мощи:

  • мч. Агафангел Битольский (XVIII в.).

КИЧЕВО. Монастырь Божией Матери «Пречистой»:

  • икона Божией Матери «Пречистая».

БИГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ (между с. Ростуша, Видуше и Требиште, близ Кичево). Мощи и икона:

  • св. Агафангел Бигорский,
  • икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи».
Читайте также:  Храм на воде: особенности и преимущества

Православные храмы Македонии

  • Храм св. Георгия в с. Курбиново
  • Храм Богородицы Перивлепты в г. Охрид
  • Храм св. Иоанна Богослова в Канео
  • Церковь Пресвятой Богородицы в г. Охрид
  • Церковь св. Димитрия в г. Охрид
  • Церковь св. Константина и св. Елены в г. Охрид
  • Церковь св. Пантелеимона (Плаошник) в г. Охрид
  • Церковь св. Софии в г. Охрид
  • Храм св. Троицы в г. Пробиштип
  • Пещерная церковь архангела Михаила в с. Радожда
  • Церковь св. Георгия Победоносца в с. Старо Нагоричане

Православные монастыри Македонии

  • Бигорский монастырь
  • Лесновский монастырь
  • Монастырь св. Наума
  • Монастырь св. Еразма
  • Монастырь Сливница
  • Монастырь Янковец
  • Варошский монастырь
  • Велюшский монастырь Пресвятой Богородицы Милостивой
  • Водочский монастырь св. Леонтия
  • Журечский монастырь св. Афанасия
  • Монастырь «Свето Преображение Христово» в с. Зрзе
  • Монастырь «Успение Богородицы» в Калиште
  • Марков монастырь
  • Монастырь св. Наума в г. Охрид
  • Монастырь св. Архангела Михаила в г. Прилеп
  • Монастырь cв. Пятнадцати Тивериопольских Мучеников в г. Струмица
  • Монастырь св. Георгия в с. Райчица
  • Монастырь Пресвятой Богородицы в г. Скопье
  • Монастырь св. Андрея в г. Скопье
  • Монастырь св. Никиты в г. Скопье
  • Монастырь св. Иоанна Предтечи в с. Слепче

Видеопаломничество в Македонию

Ссылки

Эта категория в данный момент пуста.

10 вещей, которые надо сделать в Македонии

«Вестник АТОР» составил для вас to do list из 10 пунктов, с которым российскому туристу, в первый раз посещающему Македонию, стоит обязательно ознакомиться

Македония – яркая, самобытная и богатая на впечатления для искушенного путешественника страна. В отличие от более раскрученных стран бывшей Югославии – Черногории, Хорватии, Словении, Сербии – здесь не так много туристов. В том числе и поэтому не избалованные вниманием зарубежных гостей македонцы по-человечески искренни.

Тут вас вполне могут угостить, подвезти, помочь вам не попросив за это ровным счетом ничего. Эта искренность и доброжелательность не может не подкупать. Добавьте к этому уникальные природные красоты, памятники архитектуры, действительно низкие цены в кафе и ресторанах, на рынках и в бутиках, недорогое перемещение внутри страны, близкий и понятный язык, культурную и религиозную общность народа. В общем, все складывается за то, чтобы посетить эту страну.

КАК ПОПАСТЬ В МАКЕДОНИЮ

В Македонию пока нет прямого перелета из России. При полете со стыковкой следует учесть, что в стране есть два аэропорта – в Скопье и в Охриде. Расстояние между ними невелико – всего 3,5 часа на машине по серпантину, но это два разных региона, поэтому лучше заранее определиться с выбором аэропорта прибытия и вылета. Собственно, даже за относительно короткий срок путешествия вы можете все успеть, если вы составите небольшой план того, что нужно увидеть, попробовать и почувствовать в Македонии.

1. ПОСИДЕТЬ В РЕСТОРАНЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ

Смесь балканского, турецкого, европейского, славянского, албанского – это и есть национальная кухня Македонии. Прежде всего это мясо, рыба, овощи. Плескавица и кебабы здесь иные, нежели в Сербии, Черногории и Турции, но не менее, а, пожалуй, более вкусные (хотя, это конечно, субъективно). Мавровска, охридска или речная пастримка (форель) – еще одно блюдо, которые вы непременно должны попробовать.

Помимо прекрасной свежей еды, вечером в ресторанах вас ждет национальная музыка и танцы. И самое главное – цены. На двоих-троих, заказав салаты, мясо с гарниром, напитки и местное вино вы вряд ли потратите более 1500 рублей. И это не в «забегаловке», а именно в хорошем и дорогом (по местным меркам) ресторане.

2. ОТПРАВИТЬСЯ НА КРЕСТ МИЛЛЕНИУМ

Этот гигантский крест в Скопье возвышается над городом в районе Водно. На саму вершину креста можно подняться на лифте. Виды, конечно, завораживают – бескрайние горы, леса. Добраться туда можно в составе экскурсии, а если вы путешествуете самостоятельно, лучше воспользоваться такси.

Таксисты возят по счетчикам, но можно договориться «на берегу» о цене. В среднем цена на такси будет порядка 0,3-0,4 евро за километр. Обратно, отдохнув на вершине, насладившись видами или даже устроив недалеко на природе небольшой пикник, обратно можно смело отправляться на автобусе, который с неплохой периодичность курсирует между крестом и городом. Оплатите водителю наличными. Выходите в центре Скопье. Не беспокойтесь, центр города вы узнаете.

3. ПОГУЛЯТЬ ПО ЦЕНТРУ СКОПЬЕ

В 1963 году Скопье сильно пострадало от землетрясения. Поэтому центр города представляет собой «новострой». Но он вас покорит: такого количества памятников и скульптур на квадратный метр городской площади вряд ли где можно встретить.

Прогуляйтесь по центральной площади, аккуратным мощеным улочкам старого Скопье, оцените фонтаны, скульптуры и пешеходные мосты, зайдите в музеи, загляните в «турецкий квартал», пройдя через мост – символ города. И главное – дождитесь вечера, когда все это загорится в подсветке и заиграет новыми красками.

4. ПОБЫВАТЬ В КАНЬОНЕ МАТКА

Каньон Матка – удивительное природное место, где величественные горы, зеленые леса, голубая река и таинственные пещеры с летучими мышами на сталагмитах. Насладитесь поездкой на корабле к пещерам, а обратно можете вернуться по узкой тропинке вдоль реки. Тропинка обустроена прямо на скалистом склоне гор и поход по ней подарит вам помимо шикарных видов для фотосессии, особые, немного экстремальные, ощущения. Обратно из каньона вы можете добраться также на автобусе или попросить вызвать такси в многочисленные кафе.

5. ПРОДЕЛАТЬ ПУТЬ ОТ СКОПЬЕ ДО ОХРИДА

Да, эта дорога вам непременно понравится. Три с половиной часа пути по захватывающим дух серпантинам между живописными горами, долинами, ущельями и в горных туннелях. Пожалуй, во всех отзывах путешественников по Македонии фигурирует этот путь. Открывающиеся с дороги виды – горные вершины, где даже в июне лежит снег и яркая буйная растительность долин – заставят вас не раз расчехлять фотоаппарат, чтобы сделать снимки. Средняя стоимость поездки на такси составит порядка 100 евро. На автобусе будет значительно дешевле (порядка 800 рублей билет Скопье-Охрид-Скопье), но, разумеется, вы будете лишены определенных возможностей.

6. ОСМОТРЕТЬ ОКРЕСТНОСТИ ОЗЕРА ОХРИД

Наверное, нет тех, кто побывав в Македонии, не посетил это уникальное озеро. Охрид – самое глубокое и древнее озеро региона, расположенное на высоте 750 метров над уровнем моря. Десятки тысяч туристов из Европы летят и едут в Охрид только из-за него. Достаточно сказать, что в пик сезона – июль и август – к 50 тысячам местных жителей присоединяются порядка 250 тысяч гостей.

Средневековый город Охрид расположен вдоль озера. Мощенные мостовые, узкие улочки, ни с чем несравнимые белые домики с черепичными крышами, и возвышающаяся над городом крепость болгарского царя Самоилова Твердыня – прогулка по городу наполнит вас романтичным настроением. Недалеко, в 20 км, есть еще один живописный македонский городок – Струга. А с албанской стороны озера расположен городок Поградец.
Само озеро славится своей чистотой и необычайной прозрачностью (до 20 м), эндемичными видами флоры и фауны, и, конечно, пляжами и клубами вдоль берега.
Пляжей на Охриде много, но самыми популярными у туристов являются Кадмо и Куба Либре с одноименными клубами. Вход на эти пляжи бесплатный, лежаки и зонты тоже бесплатные, но при условии, что вы сделаете заказ в баре. Цены в барах нельзя назвать высокими: Coca-Cola–80 рублей, пиво – 100 рублей, 4 сэндвича – порядка 120-180 рублей в зависимости от начинки. Снять хороший номер в гостинице в Охриде можно в среднем за 20-40 евро в сутки.

7. ПОСЕТИТЬ КАНЕО И ПЛАОШНИК

Македонцы хвастаются, что в Охриде 365 церквей – столько, сколько дней в году. Проверить точность этого утверждения сложно, но церквей тут действительно много. Самые известные, которые вы встретите на многочисленных открытках с видами Охрида – Канео и Плаошник. Оба этих храма расположены на горе. Церковь Святого Иоанна Канео построена до 15 века и находится на скале. Вид оттуда и снимки – весьма живописные. Но вход платный, причем цена билета для македонцев и туристов различаются. Но, как показывает прктика, достаточно дать понять, что ты русский и православный, и берут за вход как с македонца.

Поднявшись выше на гору вы попадете к Плаошнику. Тут в 9 веке был построен храм Св. Климента Охридского. Кстати, именно святые Климент и Наум, ученики Кирилла и Мефодия, создали кириллицу (напомним, что сами Кирилл и Мефодий создали для славян другой алфавит – глаголицу). Сейчас помимо археологических раскопок, в Плаошнике идет строительство целого комплекса зданий – монастыря, церковной библиотеки, духовного училища и так далее. В самом храме находятся мощи святого Климента и сохранившиеся росписи 10-12 веков. От Плаошника пожжете вдоль горы прогуляться по роще, где века назад совершали свои прогулки святые.

8. СПЛАВАТЬ В СВЕТИ НАУМ

За 10 евро (проезд туда-обратно со стоянкой в 2,5 часа) отправляйтесь из Охрида на кораблике в Свети Наум. Этот очень красивый монастырь расположен в 30 км от Охрида прямо рядом с албанской границей. Можно, конечно, доехать на автобусе или такси, что будет дешевле, но в этом случае вы потеряете прекрасную озерную прогулку с очаровательными видами на корабле. Прогуляйтесь по самому красивому монастырю Македонии. Для фотографов и любителей селфи тут рай: маленькие фонтанчики, очень изысканный ландшафтный дизайн парка и вольно гуляющие павлины. Ззатем сходите в местный рыбный ресторан на воде и закажите сома или карпа и «рыблю чорбу» (местный вариант ухи). В окружении нетронутой природы, видов на монастырь и озеро, под национальную музыку насладитесь трапезой и отправляйтесь обратно, чтобы успеть на корабль.

9. ОСМОТРЕТЬ ГЕРАКЛЕЮ

Гераклея – неплохо сохранившиеся остатки древнегреческого полиса рядом с г. Битола. Добраться до Битолы можно на автобусе или такси. В среднем такси из Охрида туда и обратно, с ожиданием обойдется вам порядка 50 евро. Битола – самый южный город на всей территории бывшей Югославии, и второй по численности в Македонии, основан он Филиппом II Македонским как Гераклия Линкестис. В центре Битолы довольна симпатичная архитектура XIX века, милая улица для променада с неплохими и недорогими ресторанчиками и кафе. В городе множество разнообразных религиозных и исторических объектов 17-19 веков – православных, мусульманских, католических. Посетить стоит и музей Битолы, где помимо разных артефактов минувших эпох есть и экспозиция, посвященная Кемалю Ататюрку.

От Битолы до древней Гераклеи – около двух-трех километров. Их можно пройти по парку, а можно проехать на машине. Вход в Гераклею стоит порядка 3 евро. Древние мозаики, статуи, театр и другие постройки расположены на относительно небольшой территории. Если вы будете еще полны сил после Битолы, музеев, церквей и самой Гераклеи, то можете подняться в горный национальный парк Пелистер, граничащий с Грецией. Пелистер – одно из любимых мест отдыха македонцев, где летом можно пройти по тропинкам заранее проложенных туристических маршрутов, а зимой – покататься на горных лыжах. Но удобнее всего, конечно же, смотреть все перечисленные достопримечательности с трансфером и экскурсией.

10. ПОПРОБОВАТЬ УНИКАЛЬНЫЕ БЛЮДА В ОХРИДЕ

Да, в Охриде есть уникальные блюда, которые вы можете попробовать только там. «Охридска торта» –это десерт, шоколадный торт с орехами, довольно сладкий и действительно вкусный. Цена – порядка 2 евро. Лютый – это, напротив, жаренный острый перец. Он на самом деле очень острый именно в Охриде. Поэтому советую быть с ним аккуратным, но все-таки попробовать. Стоит порядка 0,5-1 евро.

И, третье, что вы должны непременно попробовать – Охридско макало или Белый лук. Это уникальный охридский соус из чеснока и сметаны. В него принято макать хлеб (а лучше «фурнаринки» – специальные хлебные изделия из пресного теста), его также кладут на мясо, рыбу и даже в супы или чорбу. Стоит такой соус порядка 1 евро в зависимости от веса, его можно купить также в продуктовых магазинах.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ:

· Разговаривайте с людьми, они всегда подскажут вам, где дешевле или лучше.

· Не бойтесь ходить на рынки. Цены на продукты там указаны, торговаться не очень принято, но цена для вас будет точно такая же, как и для местных.

· Говорите, что вы русские. Это вызывает положительные эмоции и может подвигнуть на скидку

· Купите местную SIM-карту. Она обойдется в сумму около 10 евро с – уже с включенным пакетом мобильного интернета и определенного количества минут голосовой связит. Зато у вас всегда под рукой будут карты, телефоны гида, турфирмы, такси, онлайн- переводчик, а свои фотографии вы сможете запостить в социальные сети, не сходя с места.

Читайте также:  Храм Гроба Господня в Иерусалиме: особенности и преимущества

МАКЕДОНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

“Охридская архиепископия – Македонская Православная Церковь” – самопровозглашенная автокефальная церковь, не признанная остальными поместными Православными Церквами

Движение за церковную независимость в Македонии

Идея возрождения автокефальной Охридской архиепископии в виде поместной Македонской Православной Церкви возникла в 1943 году, после освобождения территории Македонии от албанско-итальянской оккупации. В это время при Генеральном штабе Народно-освободительной армии было образовано Религиозное представительство во главе со священником Вельо Манчевским. Одним из наиболее важных деяний Религиозного представительства было провозглашение курса на церковную независимость Македонии и переход на македонский язык в богослужении.

По окончании Второй Мировой войны из числа македонских священнослужителей была образована инициативная группа по возрождению автокефальной Охридской архиепископии. На Первом Церковно-Народном Соборе, проходившем 5-6 марта 1945 года в Скопье при участии 300 делегатов, было принято решение “восстановить Охридскую архиепископию в виде независимой Македонской Церкви”.

29 ноября 1945 года территория Македонии была включена состав Федеративной Народной Республики Югославии, а македонские приходы были введены в состав трех новообразованных епархий Сербской Православной Церкви.

Однако движение за самостоятельность Македонской Церкви не заглохло и было поддержано югославскими светскими властями. Македонское духовенство провело в мае 1946 года священническое Собрание, учредившее инициативный совет по организации Македонской Православной Церкви под началом священника Нестора Поповского. 4-6 октября 1958 года был проведён Второй Церковно-Народный Собор в Охриде при участии 219 делегатов, принявший решение просить священноначалие Сербской Православной Церкви о восстановлении архиепископии в Охриде и об учреждении автономной церковной единицы на территории Народной Республики Македония. Определение Собора гласило:

Принятие таких важных решений без согласования с Сербской Патриархией привело ко временному разрыву отношений между Македонской и Сербской Православными Церквями. Однако на проходившем в июне 1959 года заседании Священного Синода Сербской Православной Церкви автономия Македонской Православной Церкви была принята.

Тем не менее, Македонская Православная Церковь не удовлетворилась таким положением. 5 декабря 1966 года последовала просьба Архиерейского Синода Македонской Православной Церкви о предоставлении Македонской Православной Церкви автокефалии. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви постановил, что просьба “не может быть удовлетворена,” и если Македонская Церковь: “вопреки канонам, сама на своем Митрополичьем церковно-народном Соборе провозгласит себя Автокефальной, то она будет рассматриваться Сербской Православной Церковью, так же как и другими Автокефальными Православными Церквами, как раскольническая религиозная организация и, как таковая, отлучена от общения с нами” [2].

В расколе

17-19 июля 1967 года состоялся Церковно-народный собор в Охриде, на котором Македонская Православная Церковь провозгласила свою автокефалию. Ни кириархальная Сербская, ни одна из других поместных Православных Церквей не признали этого деяния. В результате каноническое общение македонских епископов с их православными собратьями во всём мире прекратилось.

В сентябре 1967 года с целью подготовки кадров духовенства в монастыре святого пророка Илии была открыта пятилетняя Македонская духовная семинария имени святителя Климента Охридского, а в 1977 году начал свою работу Православный Богословский факультет имени святителя Климента Охридского в Скопье. В “Македонской Православной Церкви” ведётся активная работа по переводу богослужебных текстов, богословской и святоотеческой литературы на македонский язык.

В США от “Македонской Церкви” откололась в 1972 году группа, заявившая, что она лояльна не коммунистическому режиму Тито, а Американским властям.

На территории Македонии действует также Охридская Архиепископия Сербской Православной Церкви, однако македонские власти долго отказывались признавать в своей стране какую-либо юрисдикцию, кроме “Македонской Православной Церкви.” Охридская Архиепископия была объявлена вне закона, а её глава, архиепископ Иоанн неоднократно подвергался аресту и попадал в тюрьму за “разжигание религиозной розни”.

Продолжавшиеся многие годы переговоры сербских и македонских архиереев в 2002 году увенчались проектом договора о восстановлении общения, который был подписан в сербском городе Нише. Однако впоследствии Македонский Синод отказался одобрить этот документ, поскольку в нем не упоминался автокефальный статус Церкви, а также не употреблялось её название.

26 мая 2005 года патриарх Сербский Павел объявил о придании автономного статуса Охридской Архиепископии. Одновременно Священный Синод Сербской Церкви отлучил от церковного общения всех верующих “Македонской Православной Церкви”. Ранее, не признавая македонской автокефалии, Сербский Патриархат, тем не менее, не налагал суровых прещений на мирян из “МПЦ”, допуская их к церковным таинствам. 31 мая 2005 года македонский премьер-министр Владо Бучковский направил патриарху Константинопольскому Варфоломею письмо, в котором власти Македонии просят его стать посредником в конфликте между Сербской и “Македонской” Православными Церквами.

В 2009 году последовало решение “Македонской Церкви” о принятии исторического названия “Охридская архиепископия” как основного самоназвания.

Статистика

  • Июль 1967[3] – 334 священника и ок. 400 храмов.
  • 1980 – 8 епархий, свыше 200 священников, 225 приходов, ок. 30 монастырей с 10-15 монахами в некоторых из них; 1.2 млн. паствы. За рубежом действовали: в Австралии – 9 приходов, в США – 4, в Канаде – 1 [4].
  • Январь 2010 – 10 епархий: 7 в Республики Македония, 3 в дальнем зарубежье (в Австралии ок. 6 тыс. верующих; в Севверной Америке в штатах Индиана, Нью-Йорк и Огайо США и г. ТоронтоКанады; в Западной Европе); ок. 2000 храмов и 500 приходов; 600 священнослужителей; 100 монашествующих. Паства состоит по разным подсчетам от 1.2 до 3 миллионов верующих.

Предстоятели

  • Досифей (Стойковский) (5 октября 1958 – 20 мая 1981)
  • Ангеларий (Крстеский) (18 августа 1981 – 15 июля 1986)
  • Гавриил (Милошев) (4 октября 1986 – 9 июня 1993)
  • Михаил (Гогов) (21 декабря 1993 – 6 июня 1999)
  • Стефан (Веляновский) (с 9 октября 1999)

Церковные СМИ

  • “Весник” (“Вестник”), журнал (с 1958)
  • Ежегодный сборник богословских трудов, изд. богословского факультета
  • “Православный Благовестник”, студенческий бюллетень, изд. богословского факультета

Статьи

  • 29 сентября 2016 года
  • НТО Македонии
  • На правах рекламы

Как ни удивительно, но Македония — европейская страна с богатой природой, историей и культурой — по-прежнему остается практически неизведанной для туристов. А ведь возможности этого направления очень обширны: активный отдых, оздоровительный, гастрономический, экскурсионный и даже паломнические туры. Обо всех возможностях направления мы уже рассказывали в статье, а сейчас остановимся и разберем возможности для религиозного туризма. Какие объекты стоит предложить туристам, особенности их посещения и что нужно иметь в виду при организации таких туров в Македонию — в нашем материале.

Топ-3 плюсов направления:

  • подойдет туристам с самыми разными предпочтениями: здесь есть горнолыжные курорты для активного отдыха, источники термальных вод для оздоровления и множество культурных и исторических достопримечательностей для познавательных поездок
  • отсутствие визы
  • бюджетность

И не стоит забывать, что правительство Республики Македония выплатит от 15 до 65 евро за туриста тем туроператорам и турагентствам, которые начнут организовывать туры в Македонию.

Спрос на религиозные туры и организацию паломнических путешествий растет, и Республика Македония — одно из актуальных направлений для такого туризма. В этой стране сохранились практически все аспекты православной традиции и веры, ведь здесь расположено множество монастырей и церквей (в одном только городе Охриде можно увидеть 365 церквей!). Именно здесь можно увидеть иконы, относящиеся к V-VI векам, на которых изображены представители красной расы (индианцев) задолго до того, как Колумб открыл Америку.

Для туристов есть как готовые религиозные туры, так и множество интересных экскурсий по святым местам, которые можно включить в программу любого тура, даже проживание во время поездки можно организовать в монастыре! Заметим, что паломнические традиции в Македонии имеют давнюю историю: в прежние времена паломники часто селились в монастырях, а сами монастырские здания строились с размахом — это были многоэтажные жилые сооружения с просторными мансардами в характерном балканском стиле, со сторожевыми башнями и колокольнями, с многочисленными хозяйственными постройками и погребами.

В настоящее время в Македонии существует более 270 монастырей. 150 из них, преимущественно местного значения, находятся в сохранности, в то время как 120 полностью или частично разрушены. Значительное число монастырей представляют особый интерес для посетителей: это признанные памятники культуры регионального, национального, а некоторые и мирового значения.

Практические советы при посещении монастырей: на что стоит обратить внимание туристов

Монастыри представляют собой часть исторического и культурного наследия Македонии, большинство из них охраняется законом, а на территории монастырей действуют особые правила. Обратите внимание туристов:

  • договариваться о предстоящем посещении и ночлеге в монастыре следует предварительно, причем как можно раньше. Монастырские комплексы, в особенности в летний период и в престольные праздники, принимают большое количество гостей, что нужно иметь в виду при планировании поездки;
  • если турист хочет разместиться в монастыре, но не намерен присутствовать при таинствах и богослужениях, то ему стоит обратить на это внимание, договариваясь о проживании;
  • у каждого монастыря есть свои часы работы, когда он открыт для посетителей. Обычно это время с 7 до 19 часов;
  • монастыри имеют свой устав, распорядок уклада жизни и поведения, которые посетители обязаны соблюдать.

Подробнее о монастырях Македонии

Монастырей и церквей в Македонии очень много, и туристу можно как предложить уже готовые программы от профильных туроператоров, так и собрать индивидуальный тур по объектам.

Однако, конечно, для того чтобы вызвать доверие клиента, следует иметь представление хотя бы о нескольких монастырях страны. Разберем три популярных монастыря Македонии: монастырь Святого Пантелеймона, монастырь Святого Иоанна Крестителя (Бигорский) и монастырь Святого Наума — где находятся, чем привлекают туристов и что могут предложить для отдыха.

Монастырь и церковь Святого Пантелеймона

Где находится? В 8 км от центра Скопье, в непосредственной близости от села Горно Нерези (община Карпош). Обитель расположена в северной части горного массива Водно, на высоте 602 м над уровнем моря.

Здесь туристам не грозит жара или морозы: средняя температура воздуха в местности, где располагается монастырь, составляет 10,5 °С, а в летний период — 19 °С.

Как добраться? Всего 10 минут на городском автобусе по доступной цене — и турист окунется в атмосферу медитативного спокойствия в монастыре и церкви Св. Пантелеймона.

Чем интересен?

  • На стенах церкви сохранилась фресковая роспись, которая по своим художественным качествам принадлежит к лучшим достижениям византийской живописи времен династии Комнинов. Фрески относятся к трем различным эпохам: самые старые из них принадлежат к XII веку, другие — к периоду после разрушительного землетрясения 1555 года, а фрески купольной части храма были созданы во второй половине XIX века.
  • От других произведений средневекового искусства фрески церкви Святого Пантелеймона отличаются своим реализмом и психологической достоверностью изображения человека. Так, лик Богородицы на фреске «Оплакивание Христа» лишен традиционной для него сдержанности и будто воплощает в себе скорбные слова плача Пречистой Девы о своем Сыне. Большая часть фресок содержит в себе зачатки нового, ренессансного движения в искусстве, проявившегося на территории Македонии за сто сорок лет до появления работ Джотто, первого художника итальянского Возрождения.
  • Монастырь возведен из местного дикого камня в сочетании с обожженным кирпичом. Он имеет скромные размеры и выстроен в форме креста, вписанного в прямоугольное основание, с пятью куполами: одним большим восьмигранным и четырьмя малыми четырехгранными.

Что есть для отдыха? Монастырь находится в живописной зеленой местности на горе Водно, неподалеку от Креста Тысячелетия, популярного среди туристов и местных жителей места для воскресного семейного отдыха. Через дорогу от монастыря находится еще одно интересное место — так называемая Македонская деревня. Это недавно построенный комплекс, представляющий македонскую архитектуру разных эпох и регионов. Комплекс включает в себя 12 аутентичных сооружений, в которых представлены традиционные ремесла, характерные для того или иного региона. Гости могут освоить азы старинных ремесел, параллельно дегустируя домашние блюда и вина.

Монастырь Святого Иоанна Крестителя (Бигорский)

Где находится? В живописной долине реки Радика, среди известняковых скал горы Бистра в западной части Македонии, неподалеку от села Ростуше. Монастырь расположен на высоте более 740 м над уровнем моря. Здесь также не возникнет проблем с погодой: средняя температура воздуха в местности, где он находится, составляет 10,6 °С, в летний период — 18,2 °С.

Как добраться? До монастыря ходят автобусы из Маврово, Скопье или любого другого города Македонии. Кроме того, туристы могут совершить 15-минутную пешую прогулку до монастыря или доехать до него на автомобиле.

Как остановиться? В монастыре можно остановиться на ночь, но для этого нужно обязательно забронировать комнату заранее — это связано со строгостью монастырских правил и образа жизни монахов. Участие в религиозных церемониях — по желанию, однако нужно быть готовыми к соблюдению строгих правил монастыря и религии.

Читайте также:  Отслеживание визы во Францию - подробная инструкция

Чем интересен?

  • Название «Бигорский» связано с монастырскими постройками из известкового туфа (по-македонски «бигор»).
  • Непростая история монастыря: он был построен в XI веке, в 1020 году, на остатках старой церкви, разрушенной задолго до того. В XVI веке турки разграбили и разрушили монастырь; позже, в 1743 году, его восстановил монах Илларион, построивший также несколько новых монашеских келий. В начале XIX века благодаря усилиям игумена Арсения и многочисленным пожертвованиям монастырь был расширен и дополнен новыми постройками. В 2009 году монастырский комплекс пережил крупный пожар. В настоящее время все здания монастыря отреставрированы.
  • Иконостас монастырского храма — один из самых знаменитых иконостасов в Македонии. Он был создан в 1829 – 1835 годах Петром Филиповым-Гаркатой и его братом Марком из села Гари, Макрариджем Фрковски из села Галикник и Аврамом Диковым с сыновьями Вазилом и Филипом из села Озои.
  • Подлинный расцвет Бигорского монастыря пришелся на два прошлых столетия, когда в обители были возведены большие жилые корпуса, архиерейские покои, трапезная вместимостью 200 посетителей, пекарня, а в монастырских владениях вблизи реки Радика обустроены три рыбных пруда.
  • С XVIII века и вплоть до первых десятилетий XX века в монастырском хозяйстве были свои стада овец, коз и крупного рогатого скота, табуны лошадей; обитель располагала обширными земельными владениями при всех селах в окрестностях Долной Рéки и даже имела оливковую рощу в Эльбасане (территория нынешней Албании).

Что есть для отдыха? Окруженный живописными горами, монастырь предлагает посетителям насладиться превосходными пейзажами. В окрестностях монастыря также расположено несколько симпатичных деревень, которые пользуются немалой популярностью среди туристов, — там можно отведать традиционную македонскую органическую еду, наслаждаясь свежим воздухом. В деревне Янче туристы могут попробовать себя в роли хозяина, приготовив вкусные блюда самостоятельно, а в Галичнике — поучаствовать в традиционной македонской свадьбе.

Также на территории, окружающей монастырь, можно заняться хайкингом и трекингом, отправиться на горную или велосипедную прогулку — эта местность словно создана для активного отдыха.

Монастырь Святого Наума

Где находится? Монастырь Святого Наума расположен на южном побережье Охридского озера и принадлежит к территории общины Охрид. Обитель находится у западного склона горы Галичица, на высоте 714 м над уровнем моря, в непосредственной близости от македонско-албанской границы. Средняя годовая температура воздуха в местности, где расположен монастырь, составляет 11 °С, средняя температура в летний период — 18,2 °С.

Как добраться? До монастыря нетрудно добраться на автомобиле или автобусе.

Чем интересен?

  • Это одна из старейших и почитаемых обителей.
  • Согласно легенде святой Наум обладал глубокими познаниями в области медицины, что позволило ему излечить дочь короля, и в благодарность за это король предоставил ему место под строительство церкви. Через много лет Наум покинул этот мир и, постучавшись во врата Св. Петра, заявил, что вместо рая небесного предпочел бы остаться в раю земном — в Охриде.
  • Наумов монастырь был построен в 900 году, а после смерти святого в 910 году он был погребен здесь же. Изначально церковь имела в плане форму триконха, или листа клевера. На ее фундаменте на рубеже XVI – XVII веков была возведена нынешняя церковь, которая постепенно достраивалась и расширялась. Последнее существенное обновление храма относится к концу XVIII века, когда в 1799 году внутри церкви была построена усыпальница святого Наума.
  • Прикладывая ухо к могиле св. Наума, туристы слышат его сердцебиение. На самом деле они слышат, как стучит их собственное сердце, но из-за благодатной тишины монастыря некоторые люди верят, что это бьется сердце святого.
  • Настенная роспись, за исключением некоторых фрагментов фресок, относящихся к XVI – XVII векам, была выполнена изографом Трпо из города Корча (Албания) в период между 1800 и 1806 годом.
  • Исключительной художественной ценностью обладает иконостас храма, выполненный в технике стилизованной мелкой резьбы по дереву. Работа над иконостасом была завершена в 1711 году; тогда же были выполнены и храмовые иконы — произведения изографа иеромонаха Константина, о чем свидетельствует надпись на престольной иконе Иисуса Христа.
  • В монастыре живут павлины, которые свободно гуляют по территории и радуют туристов.

Что есть для отдыха? Можно прогуляться по окрестностям и полюбоваться пейзажами. Стоит здесь пообедать: посоветуйте туристам попробовать форель из Охрида — это одно из ярких гастрономических впечатлений, доступных здесь.

Македонский церковный раскол

Сегодня на слуху у верующих в первую очередь тяжелейший церковный раскол на Украине, который ещё более усугубился с тех пор, как в него вмешались политические элиты «Незалежной» и Запада, которым удалось привлечь к попытке легализации раскольников даже Константинопольского патриарха Варфоломея. Украинскую схизму мы рассматривали в первой статье цикла.

Между тем, на карте Православного мира есть немало и других болезненных язв, связанных со схизмами (расколами). Притом, что многие из них возникли относительно недавно – в XX-XXI столетиях.

Во второй статье цикла, посвящённой обзору современных церковных расколов, мы рассмотрим ситуацию вокруг так называемой «Македонской православной церкви».

История Македонии

В разные исторические периоды, территория современной Македонии входила в состав множества разных государств – Македонии царя Филиппа (отца Александра Македонского), Римской империи, Византии, Первого и Второго Болгарских царств, Османской империи. Доводилось ей быть разделённой и между Сербией Грецией и Болгарией. Наконец, после пребывания в составе Югославии до 1991 года, Македония вновь появилась на карте Европы как самостоятельное государство (впервые со времён античности).

По национальному составу 2 073 000 жителей Республики Македония делятся на македонцев (64%), албанцев (25%), турок (3,85%), цыган (2,66%), сербов (1,78%) и другие народности. Порядка 70% жителей Македонии считают себя православными (67% приверженцы «Македонской православной церкви») и 30% исповедуют ислам.

Первая весть о христианстве пришла в Македонию ещё в I веке с апостолом Андреем Первозванным. Позднее, здесь существовали римские, а потом Византийские епархии. В VI-VII веках на Балканы вторглись язычники-славяне, повторная христианизация которых заняла несколько веков.В конце IX века на территории современной Македонии была основана Орхидская школа письменности и Орхидский монастырь, которые возглавили ученики святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Климент и Наум. С этого времени началось просвещение славян.

Охридская патриархия, в различных формах церковной организации, просуществовала самостоятельной до 1767 года, когда власти Османской империи подчинили её Константинопольскому патриарху. В 1874 году македонские приходы переходят в юрисдикцию Болгарского экзархата.

По итогам Первой Мировой войны, территория Македонии большей частью входит в состав Сербского Королевства, а её приходы становятся частью Сербской Православной Церкви.

Во время Второй Мировой войны, территории вновь на короткий срок переходят к Болгарии, а в 1943 году возвращаются в состав Югославии (Сербия и некоторые другие земли). С этого времени и начинается история Македонского раскола.

Сербская Церковь – как жертва коммунизма

В 1943 году, после освобождения территории Македонии от албанско-итальянской оккупации народно-освободительной армией Югославии, новый коммунистический лидер страны Иосип Броз Тито управлял страной, противопоставляя друг другу различные религиозные группы (так же, как это делали в своё время большевики в СССР, поддержав Обновленческий раскол).

Так, Тито поддержал некоторых представителей македонского православного духовенства в их желании получить собственную Автокефальную церковь, а не возвращаться в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. В результате, на Первом Церковно-Народном Соборе в Скопье (1945 год) 300 его участников было принято решение “восстановить Охридскую архиепископию в виде независимой Македонской церкви”. Но в этом же году три епархии, на которые была разделена территория Македонии, всё же были административно подчинены Сербской Православной Церкви.

При этом идея восстановления древней Охридской архиепископии активно культивировалась, с подачи властей Югославии, среди македонского духовенства и мирян, что привело к созыву Второго Церковно-Народного Собора в Охриде в 1958 году.

Второй собор принял решение просить Священноначалие СПЦ о восстановлении «Охридской архиепископии», а фактически новой Македонской церкви, в составе трёх епархий с предоставлением ей автономного статуса внутри Сербской Православной Церкви и признанием Сербского патриарха главой новообразованной церкви в Македонии лишь ради «поддержания церковно-канонического единства Православной Церкви». На этом же соборе были выдвинуты кандидаты на должности правящих архиереев епархий «Македонской церкви».

После этих самочинных решений, примерно на год прервалось каноническое общение между Сербской Православной Церковью и македонскими приходами, но в 1959 году ,ради церковного мира. Сербская Церковь всё же признала самоуправляемую Македонскую Православную Церковь, находящуюся в каноническом единстве с Сербской Православной Церковью через Её Святейшего Патриарха.

Патриарх Сербский Герман (Джорич) даже хиротонисал во епископов Климента (Трайковского) – для Престанско-Битольской кафедры и Наума (Димовского) – для Златовско-Струмицкой епархии. Таким образом, вместе с архиепископом Oхридским и Скопским и митрополитом Македонским Досифеем (Стойковским) составили иерархию нового церковного образования.

Но македонские «самостийники» не успокоились. В 1966 году Священный Синод Македонской Православной Церкви направил на рассмотрение Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви прошение о даровании статуса автокефалии, которое не было удовлетворено. В итоге, в 1967 году Третьим Церковно-Народный Собором в Охриде было принято решение о самопровозглашении Автокефалии Македонской Православной Церкви, и эта часть Сербского Патриархата окончательно ушла в раскол.

Македонская церковь после раскола

Несмотря на то, что Македонская православная церковь, после провозглашения собственной автокефалии не была признана ни одной из пятнадцати Поместных Православных Церквей, она имела канонически поставленную иерархию, что сделало раскол невероятно прочным, а раскольникам позволяет успешно воспроизводить своё духовенство.

Так, если на 1967 год Македонская церковь в составе 3 епархий имела 334 священника и около 400 храмов, то сегодня в ней насчитывается уже 10 епархий, три из которых находятся в дальнем зарубежье, а семь – в самой Македонии. Эти епархии в совокупности насчитывают около 2000 храмов и 500 приходов, которые окормляют 600 священнослужителей и 100 монашествующих.

В монастыре во имя пророка Илии действует Македонская духовная семинария, а в 1977 году в университете Скопье начал работу православный Богословский факультет. Оба духовных ВУЗа названы в честь святителя Климента Охридского. Также раскольники из Македонской церкви ведут активную работу по переводу богослужений и духовной литературы на македонский язык и издают ряд богословских периодических изданий.

Несмотря на большое количество приверженцев националистических идей в Македонии, составивших Македонскую церковь, в стране продолжает параллельно существовать Охридская архиепископия в составе Сербской Православной Церкви. При этом прозападные власти Македонии активно поддерживают македонских раскольников, отказываясь признавать Охридскую архиепископию СПЦ (что было закреплено властями позднее особой декларацией от 2004 года).

Попытки легитимизации и уврачевания раскола

В 1998 году в результате переговоров между иерархами Сербской Православной Церкви и македонскими архиереями, известных как «Нишское соглашение», была предпринята попытка примириться и преодолеть раскол, но под давлением властей страны Синод Македонской церкви от этой идеи отказался.

В 2004 году случился массовый исход монашествующих из Македонской церкви в каноническую Охридскую архиепископию Сербской Православной Церкви, которой Сербская Православная Церковь даровала широкую автономию. А всякое общение с раскольниками было прекращено.

После этого властями Македонии был инициирован политический судебный процесс, в результате которого канонический архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский) был осуждён по ложным обвинениям, а имущество канонической архиепископии конфисковано. Несмотря на гонения, к канонической архиепископии продолжают присоединяться как духовенство, так и верующие. На сегодняшний день, непризнанная властями Македонии каноническая Охридская архиепископия СПЦ состоит уже из 7 епархий.

В 2017 году македонские раскольники сделали «ход конём», обратившись за признанием к Болгарской Православной Церкви, взамен обязуясь признать её Церковью-матерью, но после консультаций с раскольниками и представителями остальных Поместных Церквей, Болгарская Церковь не решилась легитимизировать раскол в Македонии.

Несмотря на это, раскольники не оставляют попыток добиться признания каноническими Поместными Церквями, особенно Константинопольским патриархатом уже вмешавшимся в схизму на Украине.

Конечно же, возможности уврачевания для Македонского раскола всегда остаются. И даже некоторые иерархи Македонской церкви начинают понимать, что православное единство во Христе гораздо важнее формальной самостоятельности, тем более, что широкая самостоятельность в рамках отдельной Охридской архиепископии у них уже была. Но для этого необходимо, прежде всего, исключить давление со стороны Запада и властей страны, которым выгодно очередное разделение в Православном мире. Будем молиться о том, чтобы это разделение однажды всё же было преодолено.

Ссылка на основную публикацию