Храм Рождества Христова: особенности и преимущества
Приближается Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Что ждет нас в храмах? О Рождественском богослужении рассказывает заведующий кафедрой библеистики СПДС, автор учебного пособия для семинарий «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин.
— К Рождеству, как и к Пасхе, Церковь готовит нас загодя. А как, какими словами, песнопениями?
— Прежде всего, нас подготавливает к Рождеству «малая четыредесятница» — Рождественский пост, который длится сорок дней. Начиная с 4 декабря, с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на утрене во все воскресные и праздничные дни поется катавасия «Христос раждается, славите. » — это ирмос первого канона Рождества. В протяжении поста есть три дня, в которые поются стихиры предпразднства: 13 декабря, в день памяти апостола Андрея Первозванного, 19 декабря — святителя Николая и 30 декабря — пророка Даниила и трех отроков в пещи огненной. Эти стихиры светлы и трогательны, они говорят о великой, непостижимой разуму тайне Боговоплощения, о благоговейном трепете Марии:
«Како Тя Сына Моего нареку, Раба Твоя ныне сущи? (как я назову Тебя Сыном, будучи Твоей рабой?) Пою, благословлю Тя, подающаго миру велию милость. ». Мария обращается к пришедшим волхвам, которые «странен исход и шествие сотвористе и к странствовавшему свыше и странно в Мя Всельшемуся, яко весть (как знает Он Сам), со тщанием приидосте Тому поклонитися, дарующему миру велию милость». Затем Она обращается к Сыну и сообщает Ему: «Дары Тебе приносяще, Сыне, царие приидоша восточнии, Царя Тя уведевше родитися (узнав, что родился Ты — Царь) ливан, и смирну, и злато, и се стоят пред дверьми. Сим повели видети Тя, Младенца, на руку Моею (на руках Моих) держима, древняго Адама старейша».
Это первоначальный период нашего приготовления к празднику. Следующая ступень — это два воскресных дня перед праздником, неделя святых праотец и неделя святых отец. Обе эти недели посвящены праведникам Ветхого Завета, тем людям, которые были предками Спасителя по Его Человечеству, и тем, которые возвестили, прообразовали собой пришествие Христово. Мы вспоминаем «Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака, Иакова, по законе Моисея, Аарона, Иисуса (Навина), Самуила и Давида. ». Перечень праведников и пророков Ветхого Завета кончается именем Предтечи Христа — Иоанна Крестителя.
Особым образом мы в каждую из двух недель вспоминаем пророка Даниила и трех отроков: Ананию, Мисаила и Азарию (по-халдейски Седраха, Мисаха и Авденаго), которые были брошены в огненную печь за отказ поклониться истукану — «телу златому», но остались невредимы, даже одежда их не была опалена, потому что Ангел, посланный Богом, сделал так, чтобы посреди печи был как бы шумящий влажный ветер (Дан. 3, 50). Это считается прообразованием чудесного зачатия Приснодевой Спасителя: Она приняла в Себя воплотившееся Слово неопально, так говорится во многих молитвословиях к Богородице.
— Теперь о предпразднстве Рождества.
— Оно продолжается пять дней — со второго по шестое января. Это самое продолжительное из всех предпразднств церковных праздников.
Самая яркая особенность богослужения препразднства — то, что на малых повечериях (повечерие с каноном совершается вечером, после вечерни, перед утреней) поются каноны, составленные по образцу канонов Страстной седмицы. Например, 2 января (20 декабря) мы слышим два канона — трипеснец по образцу Великого Понедельника и двупеснец по образцу Великого Вторника. 3 января (21 декабря) — трипеснец по образцу Великой Среды. 4 января — полный канон по образцу Великого Четверга. 5 января — трипеснец по образцу Великой Пятницы. Совпадает количество песней канона, тропарей, тексты повторяют друг друга, но слова, говорящие о Страстях Христовых, в канонах предрождественских повечерий заменены словами, говорящими о Его Рождестве. Церковные песнописцы стремились сделать предпразднство Рождества Христова аналогичным Страстной седмице.
— Почему же так? Рождество и Пасха — казалось бы, такие разные, такие далекие друг от друга праздники.
— В богослужении нет ничего случайного. Сейчас мы перейдем непосредственно к текстам и увидим богословский смысл этого сходства. В Великую Пятницу (за день до Пасхи!) Церковь поет: «К Тебе утренюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно, и до страстей безстрастно приклоншемуся, Слове Божий, мир подаждь ми падшему, Человеколюбче». А за день до Рождества, 5 января — «К Тебе утренюю, благоутробия ради Себе истощившему непреложно, и зрак раба от Девы носившему, Слове Божий, мир подаждь ми падшему, Человеколюбче». «Милосердие» и «благоутробие» — разные переводы одного и того же греческого слова. Ради милосердия, ради любви к падшему человеку Бог истощает себя и до рождения в «зраке раба», и до смерти крестной. Мы видим здесь не отдаленность, не различие, а единство двух праздников. Как писал протопресвитер Фома Хопко, «Младенец Иисус лежал в пещере в царствование императора Августа, чтобы лежать во гробе при Понтие Пилате».
— Что происходит в храме накануне Рождества?
— 6 января — особый день, рождественский сочельник, или Навечерие (с ударением на первом слоге) Рождества. Утром этого дня совершается довольно продолжительная служба — Великие часы и изобразительны. Изобразительны — это краткое богослужение, которое совершается именно тогда, когда по Уставу утром не совершается Литургия. Изобразительны как бы изображают ее. На Великих часах читаются особые псалмы — мессианские, то есть те, в которых есть какието указания на Боговоплощение, на Рождество Христа. Например, псалом 44-й — Красен добротою паче сынов человеческих; 109-й — Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене. 131-й — Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. На каждом часе читается паремия, Апостол и Евангелие.
Напомним, что паремии — это фрагменты текстов Ветхого Завета, прообразовательных по отношению к празднуемому новозаветному событию либо прямо предвещающих его. Например, на первом часе читаются стихи из книги пророка Михея (5, 2), указывающие на Вифлеем как на место рождения Спасителя: И ты, Вифлеем (. ) из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть владыкой в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. А паремия из книги пророка Исаии, читаемая на шестом часе, прямо говорит о рождении Спасителя от Девы. Еще одну паремию из Исаии (9, 6–7) мы услышим на девятом часе, именно здесь звучит длинное многосоставное имя Мессии — велика совета Ангел, чуден Советник, Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века.
Евангелия выстроены так, что они восстанавливают хронологию Рождества. На первом часе — Евангелие от Матфея, сомнение Иосифа и Рождество Спасителя. На третьем часе — Евангелие от Луки, перепись населения при кесаре Августе, рождение Богомладенца, поклонение пастухов и славословие Ангелов; шестой час — вновь Евангелие от Матфея, поклонение волхвов; девятый час — преследование Ирода и бегство в Египет, это так же Евангелие от Матфея. Великие часы — это, по сути, уже богослужение самого праздника.
На каждом часе звучит тропарь, напоминающий нам о переписи, в которую была внесена непраздная Мария, считавшаяся женой Иосифа: «Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение. Наста же время рождества, и место ни единоже бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ».
На каждом часе мы слышим стихиры, говорящие о событиях Рождества, например, на девятом — «Днесь раждается от Девы, рукою всю содержай тварь, пеленами якоже земен (как земной) повивается». Она аналогична стихире Великой Пятницы — «Днесь висит на древе иже на водах землю повесивый», и это еще раз напоминает нам о неслучайной связи, перекличке между богослужениями предрождественскими и предпасхальными.
— Но ведь еще и Апостол читается на Великих часах. О чем напоминают фрагменты Павловых посланий?
— О последствии Боговоплощения — нашем спасении. На первом часе читаются начальные стихи Послания к Евреям (1, 1–2)— о том, что Бог, многократно и многобразно говоривший издревле отцам в пророках — перейдем на церковнославянский, ведь именно он звучит в храме — в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи Наследника всем. А немного позже мы услышим стихи из Послания к Галатам (3, 26–27): Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе; елицы бо во Христа креститеся, во Христа облекостеся. Еще раз мы услышим эти слова уже во время рождественской Литургии, совершаемой, как правило, ночью. Только их будут уже не читать, а петь вместо Трисвятого. И это напомнит нам о том, что в древней Церкви на Рождество, как и на Пасху, совершалось крещение оглашенных.
После Великих часов совершается вечерня в соединении с Литургией Василия Великого: по Уставу она должна совершаться после полудня (почему и читаются изобразительны), но на практике она, как правило, утром. На вечерне читается восемь паремий: они отчасти повторяют паремии, которые мы слышали на Великих часах. Но именно на вечерне мы слышим паремию из книги Чисел (24, 17) — песнь волхва Валаама, благословляющего Израиль: Возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля, и вспоминаем ту звезду, которая вела волхвов с востока, потомков Валаама, к вифлеемскому вертепу (см.: Мф. 2, 2). Так Великие часы и вечерня кануна Рождества помогают нам понять единство Священной истории, увидеть ветхозаветные корни евангельских событий. Мы одновременно вспоминаем и пророчество, и уже совершившееся событие.
Базилика Рождества Христова: от создания до наших дней
Вифлеем – город, представляющий собой огромную значимость для каждого, независимо от того, в какой стране он рожден. Ведь именно здесь находится Святой Вертеп и появился на свет Иисус, а теперь над Святой Пещерой возвышается базилика Рождества Христова — самая древняя из действующих церквей в мире. Она терпела разрушения, перестройки, но начиная с 550 года, обрела свой настоящий облик и с тех пор практически беспрерывно принимает прихожан. То, что храм благополучно дожил до наших дней, называют огромным чудом!
Немного об истории этого места
Как написано в Евангелии, незадолго до того, как родился Иисус, римские власти организовали перепись населения страны и каждый должен был пройти ее там, где родился. Иосиф, муж Девы Марии из Назарета, был родом из Вифлеема, поэтому супругам и пришлось приехать в этот город. Но все гостиные дворы оказались переполненными и единственным местом, где можно было устроиться на ночь, стала пещера для животных. Именно здесь и появился на свет Иисус, которого Мария запеленав, уложила в ясли. Тем временем над этим святым местом взошла Вифлеемская звезда, извещая о рождении Сына Божьего.
Как была возведения базилика
В память об Иисусе первыми христианами была воздвигнута на месте его рождения маленькая церковь. Но в 130 году император Андриан, будучи язычником, решил разрушить ее, и для того, чтобы окончательно осквернить место рождения Христа, соорудил здесь языческий храм.
Спустя два века, матерью Константина, Византийского императора, благочестивой Еленой, на этом месте была заново построена церковь. В 529 году храм сгорел от пожара, к которому привело восстание самаритян, но уже спустя два года на этом месте появилась базилика Рождества Христова в Вифлееме, с той поры практически не прекращающая действовать.
Архитектурные особенности строения храма
Вход в церковь Рождества Христова
По форме Вифлеемская базилика Рождества Христова похожа на храм Гроба Господня. Она прямоугольная, состоит из пяти разных по высоте нефов, которые разделяются колоннадой из 10 расписанных колонн. На всех них были нанесены лики святых, но к сегодняшнему дню на большинстве видны лишь нечеткие изображения, только лик Иисуса Христа сохранился лучше всех.
Из всех колонн базилики Рождества Христова ярко выделяется одна, на которой пять углублений. Их появление объясняется древним поверьем. Однажды, во время очередного арабского набега, часть жителей Вифлеема спрятались в храме и стали молить Бога о помощи, и эти молитвы были услышаны Всевышним. Когда их обидчики ворвались в храм, в одной из колонн образовалось пять отверстий, через которые вылетел рой обозленных ос, безжалостно искусавших арабов. Налетчикам ничего не оставалось, как срочно покинуть святое место.
Построена базилика Рождества Христова из тесаного камня, стены сделаны из мрамора. Пол здесь двойной, верхнее перекрытие защищает частично сохранившуюся со времен правления Константина мозаику. В левой части храма специально оставлен в полу проем, через который ее хорошо видно.
Можно обратить внимание, и на всех фотографиях базилики Рождества Христова в Вифлееме это видно, что вход в нее очень низкий и узкий. Его высота составляет всего 120 см. Сделано это было для того, чтобы каждый входящий в святыню смиренно поклонился. Именно поэтому его назвали «Вратами смирения».
Какой он — Святой Вертеп?
В Вертеп Рождества из базилики ведут два лестничных проема, стены которых красиво украшены тканью, а входы – иконами, а также резьбой работы XII века. С южной стороны — спуск, а с северной – подъем. Внутрь не попадает солнечный свет, поэтому освещение происходит за счет лампад. Площадь маленькая и узкая. Здесь размещен небольшой престол для служб, а Святое место, где родился Спаситель, украшает серебряная с драгоценными камнями Вифлеемская звезда, освещаемая шестнадцатью лампадами. По центру звезды отверстие, дающее возможность прикоснуться к части скалы.
Пройдя престол, паломники попадают в Предел Яслей. Это маленькая ниша, куда Богородица положила новорожденного Иисуса. Теперь здесь Ясельная часовня.
Прилегает к Святому Вертепу подземная пещера, в которой Иосиф прятал Деву Марию с младенцем от царя Ирода. Здесь же покоятся останки святых мучеников – Вифлеемских младенцев, которые были убиты по царскому приказу, когда тот был занят поисками Христа.
Настоящие чудеса внутри храма
Церковь Рождества Иисуса Христа
Перед самым входом в Пещеру Рождества расположена красивая икона, на которой представлен лик Пресвятой Девы Марии, нежно и тихо улыбающейся, прижимая к груди своего младенца. Она изображена безгранично счастливой, так как еще совсем не знает, сколько страданий выпало ему перенести. Эта икона – особая ценность храма, она считается чудотворной и миллионы женщин с разных стран мира, которым не удается познать счастья материнства, приезжают сюда, молить Богородицу о помощи. Светлая и нежная улыбка Девы Марии успокаивает их и вселяет в сердца надежду.
Сохранился в Святом Вертепе старый колодец, в который по преданью упала Вифлеемская звезда. Говорят, что ее отраженный свет до сих пор видится тем, кто продолжительное время смотрят в его глубь.
Особенным местом здесь является алтарь Ясел, находящийся именно там, куда Богородица положила только что рожденного сына, а также дары, преподнесенные волхвами будущему Царю мира. Сегодня в этом алтаре лежит восковая скульптура младенца. Нередко паломникам приходится часами стоять, чтобы пройти именно в это святилище.
Еще одно чудо в базилике Рождества Христова – взгляд Иисуса, лик которого нанесен на одну из колонн колоннады. Одним, проходящим мимо, видятся открытые глаза Спасителя, а другим – закрытые. На первый взгляд — интересный оптический эффект, но как тогда объяснить, что в 1998 году прихожанам посчастливилось наблюдать слезотечение лика? Об этом событии много писали в прессе.
Храм Рождества Христова
Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли
- Рейтинг
- Исторический период Иисус Христос
- Бюджет бесплатно
- Религия армянская апостольская церковь, иерусалимская православная церковь, сирийская православная церковь, францисканцы
Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире.
Храм Рождества Христова — христианская церковь, построенная над пещерой (вертепом, гротом) Рождества предполагаемым местом рождения Иисуса Христа в Вифлееме.
«Врата смирения» — основной (западный) вход в базилику. Обычному человеку можно войти только склонив голову Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
Первый храм над пещерой, которая почиталась верующими как место рождения Иисуса, был построен в 330-х гг. по указанию императора Константина Великого; освящение храма состоялось 31 мая 339 г.
Современное здание Храма Рождества Христова является единственным христианским храмом в Палестине, сохранившимся в целости с домусульманского периода.
Неф храма времен императора Юстиана Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
Богослужения в Храме Рождества практически не прерывались с ранневизантийской эпохи.
Храм Рождества Христова входит в число главных христианских храмов Святой земли, наряду с храмами над Голгофой и Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе.
История базилики
Византийский период
Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х гг. Согласно Евсевию Кесарийскому:
…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы.
Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова.
Серебряная звезда — место рождения Спасителя мира Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
Впервые о пещере в Вифлиеме написал Ориген около 247 г., он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.
Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории.
Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV в.) в своих записках о паломничестве в Святую замлю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».
Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 г. в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—36 г. В целом вифлиемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.
Чтимая православная Вифлеемская икона Божией Матери, находится около южного входа в пещеру Рождества Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612—629 гг.), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:
Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь.
При завоевания города халифом аль-Хакимом в 1009 г. базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).
Период крестовых походов
В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 г.). В 1100 г. в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 г. — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII в.
В XII в. базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.
После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 г.) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили два католических священника и диакон, но сам храм был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.
В 1229 г. Вифлеем вновь перешёл под контроль франков.
Из-за постоянных войн в 1244 г. базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 г. был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму.
В 1266 г. мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны.
С 1271 г. Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 г. им позволили совершать богослужения.
С 1347 г. католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества.
Греческая церковь с 1244 г. владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.
Османский период
После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 г. была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670–71 гг. кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 г.).
Землетрясение 1834 г. и пожар 1869 г. привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ.
От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).
Фотогалерея
Полезная информация
Храм Рождества Христова
Церковь Рождества Христова
Базилика Рождества Христова
греч. Βασιλική της Γεννήσεως
араб. كنيسة المهد
арм. Սուրբ Ծննդյան տաճար,
ивр. כנסיית המולד
Стоимость посещения
Адрес и контакты
Израиль, Вифлеем, пл. Яслей (Manger Sq)
Как добраться
По Хевронскому шоссе (шоссе 60) в Иерусалиме до южного выезда из города через КПП-300. Далее прямо, а на развилке налево.
Из Иерусалима от Шхемских (Дамасских, Наблусских) ворот (Шаар Шхем, Баб эль-Амуд) автобус 124 арабской автобусной компании.
Архитектурные особенности
Базилика имеет пять нефов. После её перестройки при императоре Юстиниане размеры базилики стали 53,2 на 26,8 м (длина трансепта — 36 м).
При реконструкции была расширена восточная алтарная часть храма, были добавлены экзонартекс и атриум.
Храм построен из тёсанного камня, кровля перекрыта деревом. Нефы базилики разделены колоннадой из десяти колонн (в константиновой базилике их было девять), выполненных из розового вифлеемита. Колонны венчают капители коринфского ордера.
Стены и пол базилики облицованы мрамором, в верхней части стен располагались мозаики, сохранившиеся лишь фрагментарно.
Изначально внутреннее пространство освещалось 22-мя окнами, которые в настоящее время заложены.
Икона Богородицы
В Храме Рождества Христова имеется уникальная икона улыбающейся Божьей Матери.
Иконография: Смоленская «Одигитрия» (Путеводительница).
Икона была написана в России и подарена Храму Рождества Христова царицей Елизаветой, после её исцеления от тяжелой болезни.
Икона Божьей Матери почитается как чудотворная икона.
Православная Жизнь
Из всех храмов мира, посвященных Рождеству Христову, самым важным, центральным для всех христиан, несомненно, является Вифлеемский, расположенный на том месте, где родился Господь Иисус Христос.
Храм этот состоит из двух частей: так называемой Пещеры (Вертепа, Грота) Рождества и стоящей над ней церкови Рождества Христова.
Базилика Рождества Христова на рисунке 1487 года
Несмотря на древнее происхождение Пещеры Рождества, ее современный вид сложился примерно к XII веку. Смысловым центром Пещеры является место, где, по Преданию Церкви, родился Иисус Христос. В 1717 году оно было отмечено серебряной звездой.
Рядом с южным входом в нижнюю часть храма располагались те самые ясли. Согласно свидетельству одного из отцов Церкви, блаженного Иеронима Стридонского, изначально ясли были сделаны из глины, которую впоследствии заменили золотом и серебром. Сейчас на этом месте расположен скальный выступ, покрытый мрамором.
Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова – является самым древним храмом в Палестине, который хоть и с перестройками, но сохранился в целости до наших дней. Богослужения в нем практически без перерыва совершаются еще с ранневизантийской эпохи.
внутренний вид храма
Как отмечает ряд авторов, таких, например, как Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храм Рождества Христова строился не столько для богослужений, сколько для того, чтобы каждый верующий мог собственными глазами увидеть место рождения Спасителя. Поэтому, можно предположить, что верхняя церковь играла роль охранного укрытия для нижней Пещеры Рождества.
Что касается непосредственно истории верхней церкви, то ее первый вариант – базилика Рождества – был построен при святом равноапостольном императоре Константине Великом и его матери, святой равноапостольной императрице Елене. Освящение базилики состоялось 31 мая 339 года. Собственно, с этого момента Вифлеем и стал не только центром паломничества, но и важным местом в истории христианского искусства. Это было связано и с архитектурным исполнением базилики, и с теми росписями и мозаиками на религиозные темы, которые покрывали ее стены. Более того, церковь Рождества Христова, наряду с храмами над Голгофой, Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, вошла в число главных достопримечательностей Святой земли.
К сожалению, история базилики императора Константина была недолгой. В 529 году она была разрушена в результате пожара во время антивизантийского восстания в Самарии. Вероятно тогда она сыграла важную роль — защитила от огня нижнюю Пещеру.
православный престол над местом Рождества Христова в Пещере Рождества
В том же 529 году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма.
Новое здание приобрело и некоторые новые особенности. Так, например, храм был больше приспособлен для совершения Божественной Литургии и других служб. Также он увеличился в размере и приобрел роскошное убранство. Возведен он был из камня, но, как и базилика императора Константина, перекрыт деревом. Полы и стены храма были облицованы мрамором, в верхней части он был покрыт мозаикой. Главный престол был выполнен примерно в 1185 году Иоанном из Вюрцбурга. Общие же размеры строения — примерно 53 на 36 метров.
Первоначально храм имел три входа, но позднее два из них были замурованы. В итоге остались открыты лишь так называемые врата смирения — войти через них можно лишь низко склонив голову. В храме эпохи Юстиниана была собрана целая коллекция реликвий. Например, здесь находился стол, на который по преданию, волхвы возложили свои дары, принесенные Младенцу Христу. Здесь же почивали мощи святого Иосифа Аримафейского, десница святого апостола Фомы и многое другое.
За свою долгую историю верхний храм императора Юстиниана I пережил немало нашествий и перестроек. Так, например, он уцелел при нашествии персов в 612–629 годах, а также при мусульманском завоевании Ближнего Востока в 30-х годах VII века. Храм устоял и во время похода халифа аль-Хакима в 1009 году.
рам Рождества Христова в Вифлееме сыграл важную роль и в жизни латинского Запада. Так, например, с 1100 года он на некоторое время стал кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. На праздник Рождества Господня, в том же 1100 году, в храме короновали местного короля-крестоносца Балдуина I, а чуть позже – Балдуина III.
Эпоха безраздельного владения храмом для представителей христианского Запада закончилась в 1187 году, когда мусульманская армия Салаха-ад-Дина захватила Вифлеем. Через пять лет после этого события святыня была передана в распоряжение восточных христиан, а именно — сирийцев. Начиная с 1229 года, храм Рождества неоднократно переходил из одной юрисдикции в другую. Так продолжалось несколько столетий.
С 1347 года Римо-Католическая Церковь, в лице ордена францисканцев, владеет престолом в приделе яслей Пещеры Рождества. Греческая Православная Церковь, начиная с 1244 года, имеет права на главный алтарь верхнего храма.
В целом же, на сегодня, сводом правил и законов установлен особый регламент совершения служб в храме Рождества для каждой Церкви.
Проводить богослужения могут представители Греческой Православной и Армянской Церквей. Уборкой в храме поочередно занимаются католические и греческие священнослужители. Ключи от входа в святыню находятся также у представителей Греческой Православной Церкви.
Храм Рождества Христова в Вифлееме
В древнем городе Вифлееме, расположенном на Святой земле, находится одна из главных христианских святынь — храм Рождества Христова. Эта древняя церковь построена над местом рождения Иисуса Христа, почитаемого и в христианской, и в исламской, и в иудейской религии.
История основания
За полторы тысячи лет существования храм Рождества Христова пережил множество событий. Но, несмотря ни на что, он практически не прерывал своей работы.
Святая Елена — мать первого византийского императора Константина — много времени посвятила поискам реликвий, связанных с библейскими событиями. В 30-е годы IX века она приехала в Вифлеем и уговорила местного раввина показать ей место, где появился младенец Иисус. На указанном месте построили небольшую церковь. Первоначально постройка не предназначалась для проведения богослужений. Она защищала святое место и давала возможность всем христианам увидеть его увидеть. Но уже через несколько лет в церкви проводились службы.
Интересно: историки отмечают, что первое здание Рождественского храма было похоже на церковь Гроба Господня в Иерусалиме.
Появление современного здания
В начале VI века первоначальное здание сгорело в ходе восстания самаритян. В 531 году на месте сгоревшей постройки по приказу императора Юстиниана возвели новый храм. Это здание в практически неизменном виде существует по сегодняшний день.
Читайте также похожие статьи:
В начале VII века Вифлеем был практически полностью уничтожен во время персидского нашествия. Базилику Рождества Христова завоеватели не разрушили, так как их поразила фреска, изображённая на фасаде здания. На ней были изображены персидские волхвы, пришедшие с дарами к святому младенцу. Базилику в XI веке сохранили и даже использовали её южную часть в качестве мечети исламские завоеватели.
Храм в раннем Средневековье
В период христианского Иерусалимского государства в базилике службу проводил епископ Вифлеема и Аскалона. В это время к церкви со всех сторон примыкали монастыри. Этот комплекс был обнесен мощными оборонительными сооружениями.
В начале XVII века Палестину завоевал египетский султан Салах-ад-Дин. Он выгнал из храма Рождества Господня католических священников. Через некоторое время храм был передан Сирийской православной церкви. При этом в нём разрешили проводить службы двум католическим священникам.
На протяжении XIII века Вифлеем захватывали разные правители, исламского происхождения. Но храм устоял, и в нем продолжали возносить молитвы господу.
Интересно: в начале XII века произошло второе чудо церкви Рождества Господня. В неё ворвались арабские захватчики, желая разместить в ней конюшню. В ответ на усердную молитву прихожан из одной колонны вылетели осы и жалили арабов до тех пор, пока они не покинули храм. Сегодня на колонне, из которой вы летали осы, имеются углубления в виде креста.
Османский период
Турки-османы не только не разрушили базилику, но и разрешили представителям христианских церквей совершать в ней богослужения. Ремонтные работы в разное время проводились на средства правителей Англии, Греции и Российской империи. Российские императоры пожертвовали древней церкви паникадила, расположенные у главного алтаря, колокола для звонницы и почитаемую чудотворную икону Вифлеемской Божьей Матери.
Архитектура и интерьер
Храм в Вифлееме, расположенный на месте Рождества Христова, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне церковь, построенная в форме базилики, напоминает каменную гору. Её принадлежность христианской религии обозначена небольшими крестами на крыше и колокольней над армянской частью здания.
Другие храмы в честь Рождества Христова:
Стены сложены из природного тесаного камня. В храм можно попасть через единственный сохранившийся вход — Врата смирения. Изначально они были значительно шире и выше, но были уменьшены во времена крестоносцев до современных размеров. В них можно пройти, только склоняя голову. Пять нефов собора разделяет колоннада из розового известняка, отполированного так, что он напоминает мрамор.
Колонны выполнены в коринфском ордере. Стены и полы, кроме участков с древними мозаиками времен императоров Константина и Юстиниана, облицованы мраморными плитами.
Интересно! Сегодня внутреннее пространство постройки имеет искусственное освещение. Но изначально свет поступал в помещение через 22 окна, которые сегодня заложены.
Святыни и достопримечательности
Пещера Рождества
Главной святыней храма Рождества Господня в Вифлееме является Пещера Рождества. Вход в нее находится в православной части храма. Две ведущие в неё лестницы принадлежат православным и католикам. Пещера освещается лампадами, принадлежащими греческой, католической и армянской церквям.
Место рождения Спасителя отмечено серебряной звездой с семнадцатью лучами. Современная звезда была помещена в нишу в XIX веке. Она заменила украденную реликвию.
Напротив ниши со звездой находятся ясли, в которые Богородица положила своего сына после рождения. Их внутренняя поверхность вымощена белым мрамором. Внутри яслей лежит изображение младенца Христа, сделанное из воска.
Интересно: исследователи не могут точно определить, в правильном ли месте, был построен храм. В священных текстах содержатся сведения о других местах, в которых могло произойти великое событие. Но, несмотря на это, миллионы паломников и туристов стремятся оказаться в святом месте.
Икона Вифлеемской Божьей Матери
В Вифлеемском храме находится одна из самых почитаемых православных святынь — икона Вифлеемской Божьей Матери. Она была пожертвована церкви правящей российской династией.
Уникальность этого образа заключается в оригинальной иконографии, на которой Богородица изображена с улыбкой на устах. Икона расположена справа от входа в пещеру Рождества.
Как добраться
Храм Рождества Господня, расположенный на западном береге реки Иордан в городе Вифлееме, на площади Яслей. Туристы могут попасть в храм с 10 до 18 часов. Престольный праздник отмечается 7 января.
В Вифлеем паломники и туристы, как правило, попадают с израильской территории. Сделать это можно двумя способами:
- Из Иерусалима выезжают по Хевронскому шоссе через КПП 300. Далее следуют прямо до развилки, на которой поворачивают налево.
- От Дамасских ворот Иерусалима в Вифлеем следует автобус 124, принадлежащий арабскому автопарку.
Следует знать: перед поездкой необходимо проверить наличие заграничного паспорта, так как граждане Израиля на территории автономии нежелательные гости.
Где остановиться
В городе расположено более 40 отелей, различного класса. Среди них можно выделить:
- отели (Парадайз, Шеперд хаус);
- хостелы (Свит дримс, Хаус оф Пис);
- Дом паломника, открытый Русской православной церковью.
Позаботиться о жилье следует перед поездкой. Забронировать место в гостинице можно на специальных сайтах. По поводу жилья в Доме паломника необходимо связаться с Паломнической службой Русской Духовной Миссии.
Советы туристам
- Туристам следует позаботиться о подходящей одежде: брюки и рубашка для мужчин, длинное платье с закрытыми руками и головной убор для женщин.
- Покупать сувениры дешевле на улице, чем в специальных магазинах.
- Не рекомендуется, есть в местных точках общепита. Туристы, побывавшие в Вифлееме, отмечают низкий уровень соблюдения в них санитарных норм.
- Следует заранее договориться о проведении экскурсии экскурсоводом христианином, проживающим на палестинской территории. Это можно сделать на специализированных сайтах.
- Очередь к святыне может занять не один час, поэтому следует запастись водой и терпением.
Храм Рождества Господня в Вифлееме имеет большое историческое, культурное и духовное значение для многих миллионов христиан и мусульман. Его следует посетить, и верующим людям, и атеистам, желающим увидеть старейший памятник христианской культовой архитектуры.
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова (Church of the Nativity)
Храм Рождества Христова в Вифлееме – расположенная на территории Палестинской автономии действующая церковь, построенная прямо над пещерой, где появился на свет Иисус. Здание, возведенное почти полторы тысячи лет назад, дошло до нашего времени с незначительными изменениями.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Храм Рождества Христова
История храма Рождества Христова в Вифлееме
Время, природа и люди отнеслись к храму Рождества Христова бережно, особенно если сравнивать его историю с судьбами других религиозных объектов на Ближнем Востоке. Первый вариант базилики был возведен византийским императором Константином I по просьбе его набожной матери Елены примерно в 30-е годы IV в. С именем этих государственных деятелей вообще связано много важных для христианства фактов. Елена санкционировала раскопки в Иерусалиме, во время которых были обнаружены Гроб Господень и Животворящий Крест – основные христианские святыни.
В 529 году здание все-таки сгорело, но это был единственный серьезный пожар за многие столетия. Через 2 года по распоряжению императора Юстиниана начались восстановительные работы, в результате которых появился современный храм. Еще через 100 лет на землю Вифлеема вторглись агрессивно настроенные персы. Спасла храм мозаика, изображавшая Поклонение волхвов, персов по происхождению. Пораженные реализмом этого произведения, захватчики не тронули церковь. Пощадили ее и мусульмане, пришедшие в Палестину в Х веке, поскольку место рождения Иисуса было для них значимо. В Средние века храм Рождества Христова постоянно переходил из рук в руки, при этом часть декора была безвозвратно утрачена. В дальнейшем интерьер еще раз пострадал при землетрясении в XIX веке, но турецкие власти Палестины позволили зарубежным благотворителям его восстановить.
Значение храма для христиан
Насколько верно императрица Елена выбрала место для базилики, не знают даже досконально изучившие вопрос христианские теологи. В религиозных текстах этого периода в качестве места рождения Христа указываются и другие окрестности Вифлеема, и даже точки в самом городе. Считается, что Елена сначала просто пыталась сберечь пещеру для потомков, но довольно быстро базилика стала местом постоянных богослужений для паломников. В общем, уверенность в выборе места – это скорее плод общественной договоренности, нежели достоверные факты, что не мешает христианам всех конфессий с замиранием сердца ожидать наступления Рождества и торжественного богослужения в Вифлееме.
Ветви христианства и храм
Еще в XII-XIII вв. христианские церкви разделили между собой храм Рождества Христова в Вифлееме. Православным достался главный алтарь, католикам – маленькая часовенка Придел Яслей, построенная на месте, где лежал Иисус сразу после рождения. Богослужения в церкви не прерывались, кто бы ни был у власти в Палестине. Армяне обустроили свой алтарь у северного выхода из храма. Армянская, православная и католическая церкви вместе управляют храмом, содержат свои монашеские общины в пристройках к нему. Лампады вокруг Звезды Рождества также принадлежат разным течениям христианства.
Главные святыни
Внутри храма Рождества Христова есть несколько объектов древнего и недавнего происхождения, привлекающих особое внимание туристов.
Звезда Рождества
В пещере, куда ведут мраморные ступени, место, где Мария родила своего сына, отмечено 14-конечной серебряной звездой, вмонтированной в мраморный пол. Символ Рождественской звезды, она была установлена еще византийской императрицей Еленой. В XIX веке ценный знак украли, представителям церкви пришлось срочно изготавливать замену.
Чудотворная икона Божьей Матери
Православная икона, согласно представлениям паломников, помогает избавиться от бесплодия, укрепить брачные узы. Она была пожертвована Вифлеему российской императорской семьей. Произведение уникально в художественном отношении: вопреки канону, Богоматерь изображена улыбающейся. Поклониться святыне можно справа от спуска в пещеру.
Ясли Христа
Подлинная кормушка для скота, или ясли, в которую положили новорожденного, была передана в Рим. Внешнюю часть, оставшуюся в Вифлееме, католики обложили мрамором и зажгли 5 лампад. 25 декабря, когда христиане западного обряда празднуют Рождество, в храме проходит торжественная служба. Статую младенца-Христа переносят от алтаря, где она обычно стоит рядом с фигурой Девы Марии, к серебряной звезде Рождества, а затем укладывают в ясли, где она остается до 6 января. Поскольку площадь храма не позволяет вместить всех желающих, ежегодно организуются телевизионные трансляции торжественного события.
Архитектурные черты храма
Здание значимо не только как знак выдающегося мастерства древних зодчих и мозаичистов, но и как исторический памятник. Совсем недавно, в 2012 году, его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне храм Рождества Христова – это суровое здание, сложенное из сероватых грубых брусков природного камня. О конфессиональной принадлежности памятника свидетельствуют только скромная белая колокольня над армянским монастырем и небольшие кресты на крыше здания.
Интерьер церкви
Длина здания составляет более 50 м, ширина – около 25. Ряды колонн разделяют храм Рождества Христова до алтарной части на 5 нефов. Сейчас внутреннее пространство церкви действительно напоминает гигантскую пещеру из-за отсутствия естественного освещения. Первоначально же солнечные лучи проникали в храм через десятки ныне заложенных окон. Полы, по которым ступают посетители, это реконструированные останки самой первой, еще константиновской церкви. На стенах частично сохранились более поздние мозаики XII века. Интерьер довольно пышный, вокруг алтаря и часовен много золота, но действительно старинных вещей не так много: основные детали внутреннего убранства поступили в храм Рождества Христова не ранее второй половины XIX века. Справа от входа в храм – баптистерий, купальня, в которой крестят младенцев.
Информация для туристов
Попасть в храм Рождества Христова можно через западный вход, или Врата смирения, ниже человеческого роста. Как показывают следы на каменной кладке, первоначально вход был в два раза выше и намного шире, но затем его частично замуровали. Туристы проходят в храм с 10 до 18 часов, чтобы не помешать службам.
Как добраться
Христианские паломники часто останавливаются в монастырях, примыкающих к храму. Туристы обычно отправляются в Вифлеем из Израиля. Напрямую от Иерусалима до Вифлеема всего 8 км, но из-за разных статусов территорий путешествие будет довольно долгим. С собой обязательно иметь загранпаспорт, поскольку граждан Израиля в Палестине не жалуют. От Дамасских ворот Иерусалима, сооруженных в XVI веке, отправляется автобус № 21, который идет до конечной остановки около 40 минут. В пути возможна задержка на КПП, где у местных жителей проверяют паспорта. От станции нужно двигаться в направлении площади Мангер, рядом с которой расположен храм.
Правила безопасности
По отзывам путешественников, городские районы Палестины достаточно безопасны, регулярно патрулируются военными и полицией. Если вы путешествуете самостоятельно, в одежде достаточно придерживаться правил, которые и так выполняют паломники: женщинам желательно покрывать головы, не обнажать колени и плечи, мужчинам не ходить в шортах. На то, как одеты члены организованных туристических групп, никто особого внимания не обращает. Питаться лучше на израильской территории – санитарные нормы в кафе и ресторанах там соблюдаются более тщательно, чем в Палестине.