Храм Бесаких: особенности и преимущества

Главный храм Бали — Пура Бесаких

Общая информация

Остров Бали славится множеством буддийских святынь и паломнических мест, которые привлекают туристов из разных уголков мира. Сами балийцы называют свой остров «Островом тысячи храмов». Объектами поклонения здесь являются не только храмы, но и священные горы, которые способны очистить человека на духовном уровне. Одной из наиболее почитаемых возвышенностей является наивысшая гора острова под названием Гунунг Агунг (Gunung Agung), высота которой достигает 3142 метра. Гора символизирует воплощение верховного Бога Шивы, поэтому является священной и почитаемой территорией.

На юго-западных склонах у подножия священной горы Гунунг Агунг, образовавшейся от извержения вулкана, возвышается величественный древний храм-комплекс Пура Бесаких (Pura Besakih), который считается главным достоянием не только острова Бали, но и всего индуистского мира. Это самый большой и необычайно красивый храм, где можно увидеть величественные статуи Будды, Вишну и Шивы. Местные жители называют его по-разному, кто «Храм Матери Бесаких», а кто «Мать всех священных храмов». Название пошло от древних легенд, в которые до сих пор верят балийцы и следуют всем их принципам.

История возникновения храма Пура Бесаких

Храм Пура Бесаких был возвден более тысячи лет назад, но первое упоминание о нем можно отнести к 1284 году, когда его обнаружили экспедиции с других стран. Местные же считают, что святыня была простроена еще до VIII века, при том не обычными людьми, а именно Богами, которые и до сегодняшнего дня обитают в самых верхних частях пагод, защищая остров Бали от злых духов и всех невзгод.

За время своего существования храм Пура Бесаких пережил множество различных катаклизмов, тем не менее, смог устоять и теперь радует своей необычайной красотой не только местных балийцев, но и туристов со всей планеты. Первая трагедия упоминается в 1917 году, когда случилось неожиданное извержение вулкана Гунунг Агунг, и раскаленная магма разрушила большую часть святыни. Следующее извержение в 1963 году было менее разрушающим, поэтому на протяжении полувека его все же смогли восстановить, собирая практически по крупицам.

Легенды, связанные с храмом

Легенд связанных с появлением храма Пура Бесаких множество. Их с большим удовольствием пересказывают местные жители и гиды приехавшим туристам. Одна из них гласит, что храм был построен волей и силами самых разных богов и их королевств. Поэтому на его территории расположено множество различных скульптур, разительно отличающихся друг от друга.

По словам балийцев, боги до сих пор обитают в храмах, а именно в высших ярусах пагод, и принимают пожертвования людей. Именно поэтому здесь проходят ежедневные индуистские церемонии, на которых присутствуют сотни балийцев.

Особенности строения храма и близлежащей территории

Комплекс Пура Бесаких включает 22 отдельных храмов, каждый из которых имеет свое особое предназначение и название, так как олицетворяет определенное божество.

Особенности строения божественной территории:

  • общая площадь храмовых построек и дворов имеет более 3-х квадратных километров;
  • 18 основных храмов и 4 вспомогательных;
  • многометровые лестницы, которые позволяют пониматься на более высокий уровень;
  • на каждом уровне расположены шатры с лавочками, где можно немного отдохнуть;
  • на первом уровне находится оркестр Гамелан;
  • повсюду расставлены корзины с цветами и другими украшениями для задабривания духов.

Благодаря тому, что священные постройки расположены на склонах горы, издалека это выглядит как многоярусное сооружение с грандиозными прямоугольными сводами, стремящимися ввысь, лестницами и божественными статуями, утопающими в роскошной зелени.

Наиболее значимым и большим сооружением в комплексе считается храм Panataran Agung, где поклоняются и молятся Богу Шиве, поэтому на стенах преобладает белый цвет, который заметен еще издалека. Скульптуры, которые расположены рядом, украшены цветами и белыми саронгами. Именно в этом храме по праздникам проходят самые важные религиозные буддийские церемонии острова Бали, где собираются тысячи паломников со всего мира. Поэтому если повезет попасть в святыню в индуистские праздничные дни, любой турист будет заворожен окружающей красотой.

Как лучше добираться до горы Гугунг Агунг?

Гора вулканического происхождения Гунунг Агунг расположена в восточной части острова, недалеко от поселка Бесаких. Добраться до святыни можно очень легко на арендованном мопеде или в составе туристической группы на автобусе. При этом стоянка расположена в километре от самого входа в храм, поэтому придется немного пройтись, но это совсем не значит, что путь будет скучным. На протяжении всего пути к подножию горы расположено огромное количество торговых лавок, которые предлагают различные сувениры, украшения, корзины с цветами для подношения богам, и конечно же саронги, без которых вход на территорию храма запрещен индуистской религией и женщинам, и мужчинам.

ВАЖНО: Отправляться на экскурсию лучше рано утром или в ясную погоду, потому что после обеда практически вся территория храмового комплекса на верхних ярусах утопает в облаках, которые удерживает гора Агунг. Находясь на высоте 990 метров над уровнем моря, облака здесь явление повседневное, поэтому очень часто моросит дождик. Многие туристы рекомендуют взять с собой зонты, иначе придется купить их у местных торговцев.

Каждый турист, посетивший древний храм Матери Pura Besakih, не только получит неизгладимые впечатления от увиденного, но и получит блаженное умиротворение, прикоснувшись к самым духовным творениям на земле. Ведь именно здесь сосредоточены наиболее значимые и древние святыни мира.

Храм Пура Бесаких – описание, обряды и праздники

Бали часто называют «Островом тысячи храмов» или «Островом богов» — так оно и есть! Нигде нет такого количества храмов и святых мест, как на этом острове. Здесь в каждой деревне по несколько храмов и алтарей.

Пуре Бесаких считается самым главным, «матерью всех храмов».

Он посвящен Тримурти индуистской троице: Брахма-создатель (стихия — огонь), Вишну-хранитель (стихия — вода), Шива-разрушитель (стихия — воздух).

Расположен храм на действующем вулкане Агунг

…где по мнению балийцев, обитает бог Батар Махадевы (Шива). Это самая высокая гора на Бали, ее высота составляет 3142 метра. Рассмотреть Агунг можно только в утренние часы, так как после обеда террасы храма уже затянуты облаками. Храмовый комплекс расположен на высоте одного километра над уровнем моря. Он устроен по типу индуистского общества, то есть по кастам: 9 кастам соответствует 9 уровней храмов. Этот духовный центр открыт для каждого, независимо к какой касте принадлежит верующий.

Древнейшему сакральному храму Пура Бесаких более 1000 лет. В 1917 году во время извержения вулкана он был разрушен, почти полвека ушло на его восстановление. В 1963 году произошло следующее извержение вулкана, в результате которого погибло более 1000 человек, но потоки раскаленной лавы обошли храм стороной и Пура Бесаких, практически не пострадал.

Местные жители восприняли этот факт, как знак свыше (волю богов) и с этого времени Бесаких почитается еще больше. Это самый большой храмовый комплекс, состоящий из 22 храмов, расположенных на шести уровнях: три больших святилища и 19 небольших по размеру, кроме этого, множество часовен, алтарей и маленьких храмов. Все святилища между собой имеют связь, каждый по-своему называется и представляет определенного бога.

Храмовый комплекс делится на несколько дворов

Первый (пагода, расколотая на 2 части) — это вход в главный храм.

Второй- скульптуры богов и хозяйственные постройки, между этими двумя дворами разместился целый ряд пирамидальных башен. Это ворота, предназначенные исключительно для богов, людям запрещается ими пользоваться.

В третьем дворе находится трон Духа великой горы (самая важная реликвия). Надо отметить, что на воротах отсутствует верхняя перекладина, это делается для того, чтобы, проходя в храм у верующих не нарушалась связь с богом.

Все постройки, находящиеся на территории, из-за повышенной влажности поросли мхом-лишайником и всякой растительностью, отчего создается впечатление, что вы попали в сказку. Туристам и иностранным гостям можно находиться только на первом уровне комплекса.

Пагоды (меру), это святыни острова и символ горы Меру, состоящие из нескольких ярусов – это обитель богов, чем больше ярусов – тем выше бог. Самое большое количество ярусов (одиннадцать) у богини Деви Шри и Шивы, это знак глубочайшего уважения. Число ярусов всегда нечетное. Считается, что боги находятся под сводами храмов только в праздники, а в будние дни пагоды пустуют.

Бесаких похож на удивительный сказочный город из-за многочисленных многоярусных пагод разной высоты. На острове нигде больше нет столько пагод Меру, сосредоточенных в одном месте. Это невероятно красивое зрелище!

Для местного население храм имеет огромное значение

Он дает возможность общаться с богами и хранит остров от стихийных разрушений и бедствий. В Пура Бесаких проходят самые важные ритуалы и церемонии. «Пура» в переводе с балийского значит место, окруженное камнями. Жители приходят в храм целыми семьями, приносят пожертвования, просят богов о помощи и молятся.

Посещение Бесаких это священное мероприятие и праздник. В жизни Пуре Бесаких праздники являются важнейшей частью. Через каждые 100 лет проводится Ekadasa Rudra — церемония изгнания злых духов, каждые 10 лет празднуют — Panca Wali Krama, традиционно здесь празднуют победу добра над злом – Галунган, Кунинган — встречу с духами предков, Бхатара Турун Кабех — празднуется в полнолуние после нового года и длится почти 10 дней.

После праздничных церемоний во внутреннем дворе организовывают проведение развлекательных мероприятий: музыкальные представления, спектакли, петушиные бои, священные танцы (например, легонг – божественный завораживающий танец молодых девушек (с 7 до 13-15 лет), которому обучают с детства).

Это очень сложный танец, требующий чрезвычайной гибкости и точности в движениях. Это танец для услады богов. В праздничные дни храмы украшают, на статуи повязывают саронги.

Среди многообразия цветов, больше всего белого (цвет бога Щивы), черного (цвет бога Вишну), красного (цвет бога Брахмы) и желтого (цвет бога Ида Санхтянг Види Васа).

Все храмы Бали построены по одному правилу: основная территория святилища — двор прямоугольной формы (граница между миром богов и миром людей) с внутренними дворами (мир богов), где размещены алтари и жертвенники. Большие ворота, украшенные красивой резьбой и ведущие в храм, оберегают статуи – защитники.

Внешний и внутренний дворы святилища разделены еще одной стеной с воротами. В каждом дворе находится шатер, а иногда и не один. Он представляет собой крышу, закрепленную на четырех колоннах. Здесь, как правило, собираются общины и решают назревшие вопросы.

Пура Бесаких очень популярное место, но, несмотря на это, он окутан особой таинственностью. При посещении Пура Бесаких нужно соблюдать установленные правила: одеть саронг (можно взять в прокат). Считается, что, хотя бы один раз в год каждый должен побывать в храме, чтобы обрести душевное спокойствие и мир.

Для туристов — попасть в Бесаких во время проведения религиозного обряда – большая удача. Во-первых, храм очень красиво украшен, во-вторых, это поможет ближе понять культуру балийцев. Отдыхающим внутрь храма входить не разрешается, для экскурсий предназначена только внешняя территория храмового комплекса.

Итоги

Рядом со входом в храмовый комплекс на террасе расположен ресторан с большим выбором блюд и с потрясающим видом на окрестности, кстати, стекла в ресторане отсутствуют. Недалеко размещаются магазинчики с сувенирами. Это место, после посещения которого наступает умиротворение. Тяжело описать все окутывающие вас эмоции, их нужно просто прочувствовать.

Храм Пура Бесаких – “мать храмов”, главная святыня Бали

11.11.2013 Мария Глазунова

Несмотря на то, что Индонезия, в целом, мусульманская страна, остров Бали – это цитадель индуизма. Местные верования и традиции являются смесью индийского индуизма, буддизма, малайских ритуалов и древнеяванского культа.

Также Бали известен, как «Остров тысячи храмов», сами балийцы говорят, что на острове храмов больше, чем домов, ведь в каждой деревне есть как минимум три храма:

  • Pura Desa – «храм деревни», построенный его первыми жителями, а поэтому расположенный в центре на главном перекрёстке, посвящен Браме-Творцу.
  • Pura Puseh – храм Вишну-Сохранителю и другим духам земли. В нём обычно проводятся церемонии, посвящённые плодородию.
  • Pura Dalem – посвящен Шиве-Разрушителю или его жене Дурге. В храме обитают души умерших, до кремации.

Кроме того, в каждом балийском доме, есть свой домашний храм. Если двор отсутствует или его территория мала, то такой храм с алтарем могут соорудить даже на крыше.

Есть на острове и основные главные храмы, про некоторые из них мы уже писали:

В этой статье мы расскажем о самом главном храме на острове – Пуре Бесаких, “матери всех храмов”, что находится на северо-западном склоне священной горы Агунг (Gunung Agung)

Самая высокая гора острова – Агунг (3142 м), она и является главным объектом поклонения, это место обитания могущественного Батара Махадевы (воплощение Шивы).

Храм Бесаких построили более 1000 лет назад, а в 1917 году случилась трагедия – храм был практически полностью разрушен извержением вулкана, и на протяжении всего двадцатого века его восстанавливали по крупицам. Следующее извержение, в 1963 году, прошло для храм безболезненно.

Бесаких располагается на высоте 1 км над уровнем моря, поэтому после обеда его террасы затягивает облаками, которые удерживает Агунг. Так что, если хотите увидеть священную гору, отправляетесь к храму в ясную погоду рано утром – мы же были в храме в облачный день

“Храм” на балийском языке – “пура”, место, окруженное камнями

Все балийские храмы построены по одному принципу, и представляют собой открытые прямоугольные дворы (пограничная зона между миром людей и богов – это основная территория храма),

с внутренними двориками (царством богов) с алтарем и жертвенниками,


Всё это располагается под открытым небом

Входные ворота обычно массивные и украшены резьбой, охраняют ворота статуи – защитники храма

Внешний двор от внутреннего отделён ещё одной стеной, с резными воротами

В каждом дворе от одного до нескольких шатров – бале (крыша-навес на четырех колоннах),

под такими шатрами собираются общины для обсуждений насущных вопросов

также в бале может располагаться оркестр.
Меру – многоярусные пагоды башни-пураны, в которых обитают боги

По числу крыш можно определить где чье жилье. Количество ярусов нечетное, максимум одиннадцать – это признак наивысшего уважения (для богини риса – Деви Шри и Шивы), а у Вишну и Брахмы – девять

Пура Бесаких представляет собой огромнейший комплекс из 22 храмов – трёх крупных: Penataran Agung (храм Шивы), Batu Madeg (храм Вишну) и Kiduling Kreteg (храм Брахмы) и 19 небольших

Из самого верхнего открывается вид на нижние храмы

Также на территории комплекса Бесаких, помимо храмов есть хозпостройки, амбары и площадки для петушиных боев – всё что нужно для комфортного проживания монахов.
Ну а для туристов, продают кукурузу

практически на каждом пролёте лестницы,

а также прохладительные напитки

Считается, что боги посещают храмы только в праздничные дни, а в обычное время пагоды пустуют.

Читайте также:  Храм Лотоса: особенности и преимущества

Именно поэтому в дни праздников балийцы стараются обязательно прийти в храм, на церемонию,

Приходят целыми семьями,

приносят дары


и обращаются к богам с просьбами

и молитвами,

чтобы обрести мир и душевное спокойствие

но не везде в храме так многолюдно, в верхних храмах, даже в дни церемоний, пусто

спокойствие и благодать


Кое-где можно застать одиноких посетителей, общающихся с богами

В эти же дни храмы особенно преображаются – алтарь украшен зонтиками, а всем статуям повязывают саронги


Во внутреннем дворе храма, после церемоний балийцы устраивают священные танцы, спектакли и музыкальные представления, основанные на древней мифологии, чтобы умилостивить богов. Мы не раз были свидетелями таких торжеств.

Про балийские ритуалы и церемонии можно почитать в наших статьях:

Самые главные и важные церемонии проводят в храме Шивы, например, каждые сто лет здесь отмечают Ekadasa Rudra (грандиозная церемония изгнания злых духов), а каждые десять лет – Panca Wali Krama, в октябре каждого года, в полнолуние – Piodalalan. Если вам доведётся побывать на одном из этих празднований, считайте это большой удачей

Полезная информация

Добраться до Пура Бесаких несложно – любой балиец подскажет дорогу, если вдруг заплутаете. Ну а если есть gps навигатор, то можно ехать по координатам: -8.37435, 115.450804

Просмотреть Бали на карте большего размера

Стоимость входа на територрию комплекса 15 тыс. рупий ($1,5). От парковки нужно еще около 1 км идти вверх по дороге, мимо сувенирных лавок

Если подняться по главной лестнице, то во двор храма, скорее всего, попасть будет сложно – у ворот дежурят назойливые гиды, предлагающие свои “услуги по сопровождению”

Они объясняют, что не индуистам запрещено ступать на территорию храма без сопровождения и, конечно, одни туристы верят, а другие, просто готовы заплатить за экскурсию

Некоторые вовсе внутрь не заходят, довольствуются видом со стороны, убранством лестницы и прогулкой вокруг вдоль храмовых стен, любуясь на местных прихожан с дарами

Во внутренний двор можно попасть и минуя гидов – с двух сторон от главной лестницы есть лестницы поменьше, по которым можно подняться и беспрепятственно зайти внутрь

При посещении как этого храма, так и любого другого, важно соблюдать местные обычаи — надеть саронг (прямоугольный кусок ткани – замотать вокруг талии)

Если своего саронга нет, то на входе его за умеренную плату предложат в аренду, так же как и зонтики от солнца или дождя.

Каждый житель Бали считает своим долгом, хотя бы раз в год, посетить этот храм. А для туриста особая удача, если сделать это ему удается в значимые дни, когда проводятся важные обряды и церемонии. В эти дни, во-первых, храм наиболее выигрышно смотрится, а во-вторых, позволяет еще больше проникнуться красивой, но немного странной для европейцев культурой загадочного Бали

Красивых и увлекательных вам путешествий!

Другие интересные и значимые храмы на Бали:

Похожие статьи про интересные храмы в других странах:

Храм Бесаких

Х р ам Бесаких (Pura Agung Besakih) считается главным на Бали. Он также входит в число священных х р амов острова, которых здесь всего девять.

Более 1000 лет назад его построили на действующем вулкане Агунг для защиты местных жителей.

На этой странице вы найдете подробное описание храма, его историю и узнаете, почему он называется материнским (х р амом матери). Также я расскажу вам, где он находится, как добраться до него из разных районов Бали. Кроме того, я познакомлю вас с достопримечательностями, которые находятся рядом.

Говорят, что Бали — остров тысячи храмов. Это действительно так. Здесь святилища находятся буквально повсюду — от небольших семейных алтарей во дворах балийских домов до огромных храмовых комплексов. Всю тысячу х р амов вы вряд ли успеете посетить, а вот посмотреть главный храм Бали я вам настоятельно рекомендую.

Почему же Бесаких является главным храмом?

Бесаких, или Пура Бесаких (Pura A g ung Besakih), находится на западном склоне вулкана Агунг (Gunung Agung). Это самая высокая гора на острове, ее высота достигает 3 142 метра. Кроме того, считается, что именно здесь расположена так называемая «Ось мира», вокруг которой, по легенде, вращается вселенная, все планеты и звезды. Сам же вулкан служит обителью для богов и почитается у местных жителей чуть ли не как самая священная точка острова.

Конечно, в таком месте просто нельзя было построить скромный храм. Поэтому балийцы возвели здесь целый комплекс, состоящий более чем из 86 религиозных сооружений. Это действительно огромная территория. Здесь только для туристов доступно около 3 0 000 квадратных метров, а все постройки располагаются на площади более 1 5 0 000 м2. Это самый крупный храмовый комплекс на всем острове.

Кроме того, Бесаких — это еще и самый древний балийский храм. Ученые выяснили, что некоторые элементы (такие как алтари и лестницы) имеют возраст свыше 2 000 лет. А это значит, что святилище в этом месте находилось еще до распространения индуизма на Бали. Скорее всего, на месте нынешнего храма было расположено языческое священное сооружение, где местные жители приносили дары духам своих предков.

Все это позволяет смело заявлять, что Бесаких действительно является главным храмом Бали. К тому же, у него еще есть богатое прошлое, о кото р ом я расскажу вам дальше.

История храма Пура Бесаких

Первые письменные упоминания об этом месте датируются началом XI века. Но эти упоминания касаются уже существующего храма, а не его строительства. А вот когда он был построен — вопрос менее ясный. Есть легенды, в которых упоминается некий странствующий монах, построивший Бесаких в VIII веке. Но документальных сведений об этом событии не осталось. Также, по преданиям, другим основателем мог быть раджа Кеса р и, живший в начале X века. Но откуда тогда взялись алтари возрастом в два тысячелетия? Вероятно, Кесари лишь расширил храм, который уже существовал до него.

Вообще, Бесаких расширялся и достраивался почти каждое столетие. Ученые выяснили, что Агунг Паната р ан (центральный храм, посвященный Шиве) – одно из трех главных святилищ комплекса, — был построен в XVII веке. В летописях говорится, что многие балийские короли в разные времена выделяли деньги на строительство храма.

С XI века Бесаких долго не упоминался ни в одном документе. И лишь в XV веке, когда политический центр Бали переместился в центральную часть острова, храм вновь стал фигурировать в различных летописях. В частности, есть упоминания о том, что Бесаких является государственным храмом, в котором находится мавзолей.

Известно, что во время стихийных бедствий балийцы укрывались в этом храме, а в остальное время приносили жертвы богам, чтобы искупить грехи. Устраивались даже церемонии жертвоприношения, во время которых закалывался тигр, буйвол, корова и черная обезьяна.

Одним из самых знаковых событий в истории Пура Бесаких можно считать извержение вулкана Агунг в 1 9 63 году. Весной этого года должно было проводиться празднование Eka Dasa Rudra (Эка Даса Руд р а), праздника духовного очищения, проводимого раз в столетие. Незадолго до этого, в феврале, было зафиксировано повышение температуры почвы у подножья вулкана.

Жрецы посчитали это плохим знаком. Они были уверены, что это гнев богов, и празднование Эка Даса Рудра нужно перенести на другой год. Однако их никто не послушал – ведь все уже было готово к началу церемонии. Жрецы не ошиблись. 18 марта 1 9 63 года кратер Агунга взорвался и выбросил из себя потоки лавы. Они сошли по склонам вулкана и уничтожили все на своем пути. В результате извержения погибло более 1000 людей, многие балийцы остались без крыши над головой. Примечательно, что в это же время жители некоторых европейских стран наблюдали красные закаты. Говорят, это связано именно с событиями на Бали.

С тех пор сейсмологи пристально следят за активностью кратера вулкана. Но есть один примечательный факт, который местные жители расценивают как благосклонность богов. Дело в том, что во время извержения Бесаких совершенно не пострадал. Несмотря на то, что он находится на склоне вулкана, потоки лавы обошли его стороной. Было это случайностью, или действительно волей богов – никто не знает. Но балийцы уверены, что именно храм спас остров от чудовищных разрушений. Хронологию извержения вулкана Агунг в настоящее время можно проследить в разделе Вулкан Агунг — новости.

Часто Бесаких называют «храмом матери», но правильнее будет — «материнский храм». Для местных жителей он имеет очень большое значение. Он защищает остров от стихийных бедствий и помогает общаться с богами. Это самый главный и древний храм на Бали, именно он стал источником распрост р анения индуизма в этих местах. Поэтому он и является материнским.

Описание храмового комплекса Бесаких

Весь комплекс состоит из трех основных храмов. Каждый из них посвящен одному из божеств индуистского пантеона (его еще часто называют Тримурти или Трисакти).

В эту триаду входят:

  • Б р ахма – бог-создатель
  • Вишну – бог-хранитель
  • Шива – бог-разрушитель

Храм позволяет молиться всей троице в целом, или же каждому божеству отдельно. По сути, так устроен почти каждый балийский храм.

В Бесаких устройство храмов следующее:

  • В центральной части комплекса находится самый большой храм – Агунг Панатаран. Он состоит из трех дворов, которые располагаются как бы ступенями друг над другом. Здесь поклоняются Шиве.
  • Чуть восточнее находится второй храм – Дангин Кретег. Он посвящен Брахме.
  • Третий х р ам – западнее. Он называется Бату Мадег и посвящен, соответственно, Вишну.

Интересно то, что каждый из храмов построен и поддерживается за счет одного из балийских округов. Так, например, Агунг Панатаран финансируется Клунгкунгом, а Дангин К р етег – Карангасемом. Бату Мадег поддерживает округ Бангли. У других округов здесь нет больших храмов, но есть отдельные постройки (например, у Гианьяра, Бадунга, Булеленга и Табанана). Таким об р азом, Бесаких является как общим для всех балийцев, так и главным святилищем для жителей некоторых округов.

Кстати, здесь же можно найти небольшие алтари, принадлежащие представителям балийской аристократии.

С точки зрения архитектурной проработки, наиболее интересен будет храм Агунг Паната р ан. На его территории расположено около 5 0 ритуальных сооружений.

Как я уже говорил, храм состоит из трех дворов:

  • Первый двор. Чтобы попасть в него, нужно подняться по лестнице из 5 2 ступеней. Сама лестница по бокам украшена скульптурами индуистских божеств, а на ее вершине расположены традиционные расщепленные ворота – Чанди Бентар. Первый двор является как бы прихожей. Основные же постройки расположены во втором и третьем.
  • Второй двор. Сюда ведут большие ворота, щедро украшенные каменными декорациями. За ними расположен трон для божеств. Поскольку этот храм посвящен Шиве, он восседает посреди, а по бокам от него расположились Брахма и Вишну. Здесь же, во втором дворе, находится помещение Санухан-Агунг. В нем во время больших праздников собираются боги и принимают дары балийцев. Рядом находится Бале-Агунг. Это крытый павильон, в котором вместо стен – 2 4 колонны. Здесь местные жители могут помолиться. Еще одно здание – Паведажан. Но для посторонних оно закрыто, так как предназначено для священнослужителей.
  • Третий двор. И, наконец, чтобы попасть в третий двор, нужно опять же преодолеть лестницу. Территория двора оформлена в виде террас, находящихся одна над другой. Здесь находятся меру – традиционные религиозные постройки в виде башен, напоминающие пагоды. Одна из них, кстати, служит сокровищницей храма. В ней также хранятся документы и летописи, связанные с Бесаких.

Можно заметить, что меру в храме разной высоты, и у них разное количество ярусов. Это связано с тем, что каждая меру посвящена какому-либо богу. Чем выше почитается тот или иной бог, тем выше ярусов у меру, которая ему посвящена. Например, 11-ярусные меру построены в знак уважения Шиве.

В третьем дворе также располагается храм кузнецов – Панде Веси. А на самой ве р хней террасе стоят две закрытые постройки. Одна из них посвящена богу Шиве, а вторая – предкам бывших раджей Клунгкунга, которых тоже считали божествами.

Во время религиозных праздников территорию храма, как правило, украшают. Если вы окажетесь здесь в один из праздничных дней, то наверняка заметите, что среди прочих преобладают четыре цвета – белый, красный, черный и желтый.

Читайте также:  Храм Барбар: особенности и преимущества

Эти цвета символизируют определенных божеств:

  • Белый – это цвет бога Шивы
  • К р асный цвет принадлежит Брахме
  • Черный цвет соотносится с Вишну
  • Желтый цвет принадлежит верховному богу по имени Ида Санхьянг Види Васа

Эти же цвета используют и в других святилищах во время больших праздников. Вообще, праздники в Пура Бесаких – это важная часть жизни храма. Здесь традиционно отмечают Галунган – праздник победы добра над злом. Он завершается праздником Кунинган – встреча с духами предков за праздничным столом. В первое посленовогоднее полнолуние в храме ежегодно отмечается Бхатара Ту р ун Кабех, этот праздник обычно приходится на март или апрель и длится около 10 дней. В эти дни можно увидеть ритуальные танцы, театр теней и различные спектакли, а также услышать традиционный балийский оркестр, стать свидетелем местных церемоний.

Отдаленность от населенных пунктов, определенная труднодоступность и особое, сакральное расположение делают Бесаких чрезвычайно интересным для всех, кто желает заняться медитацией. Считается, что сами балийцы спят ногами к морю, где обитают злые духи, а головой по направлению к Агунгу, который «очищает» отрицательные потоки энергии. Располагает к медитации и единению с самим собой и ландшафт храма: необыкновенная растительность, потрясающие панорамы, открывающиеся с его стен.

Бесаких – общий х р ам, то есть доступный для всех индуистов. Что же касается посетителей других вероисповеданий, то обычно им можно находиться только около храмов, то есть во дворах на первом уровне, не заходя в религиозные постройки. Впрочем, и такие посещения часто затягиваются на несколько часов.

Как добраться до храма Бесаких

От курортных зон сюда не курсирует общественный транспорт. Поэтому добираться придется на арендованном транспорте или такси. Я подробно опишу для вас путь из Денпасара и из северного курорта Ловина. Из таких южных курортов как Санур, Кута, Легиан, Семиньяк, Нуса Дуа и Джимбаран дорога проходит через Денпасар, так что можно использовать первый маршрут.

Из Денпасара (1, 5 часа, 53 км)

  1. Выезжайте из города на восток, к Jl. Prof. Dr. >g . Перед ним есть заметный зеленый знак, указывающий направление в Такмунг. Вам нужно повернуть налево.
  2. После поворота вы окажетесь в городе Семарапура. Направляйтесь к его северному выезду – дороге Jl. Raya Besakih.
  3. По этой дороге нужно ехать примерно 14 километров, до поворота к храму. Там есть указатель. Но если вы пропустите нужный поворот, дальше будет еще несколько.
  4. Повернув на Jl. Kedu g ung Besakih, двигайтесь по ней еще 6 километров, после чего окажетесь на месте.

Из северного курорта Ловина (2, 5 часа, 90 км)

  1. Выезжайте из Ловины на трассу Jl. Singaraja-Gilimanuk. Но двигаться нужно не в сторону Гилиманука, а на восток, к Сингарадже.
  2. Добравшись до Сингараджи, продолжайте двигаться по этой дороге еще около 10 км, до перекрестка с Jl. Gn. Batur.
  3. Здесь нужно решить, как ехать дальше. Можно повернуть на Jl. Gn. Batur и по горной дороге через район Кинтамани проехать к храму. Только учтите, что дорога очень извилистая, и на пути будет много поворотов. Если у вас есть с собой навигатор или вы не в первый раз едете таким путем – сворачивайте на Jl. Gn. Batur. А я расскажу, как добраться до Бесаких вдоль морского побережья.
  4. Проехав перекресток с Jl. Gn. Batur, вы окажетесь на Jl. Raya Air Sanih. Езжайте по ней и никуда не сворачивайте. Вам нужно попасть в город Тианьяр. Это примерно 40 километров по прибрежной дороге.
  5. После выезда из Тианьяра сверните направо. Там есть несколько поворотов. В принципе, все они выведут вас на нужную дорогу.
  6. Езжайте прямо. Дорога проходит по сельской местности и через живописные места. Ехать по ней нужно примерно 2 5 км. Так вы доберетесь до перекрестка с Jl. Ps. Hewan Besakih. На нем поверните налево.
  7. Двигайтесь по этой дороге – и через 3, 5 км окажетесь у входа в храм.

Храм Пура Бесаких (Pura Agung Besakih) на карте

No results found in this location. Please try again.

Храм Бесаких

Храм Бесаких (Pura Agung Besakih) считается главным на Бали. Он также входит в число священных храмов острова, которых здесь всего девять.Более 1000 лет назад его построили на действующем вулкане Агунг для защиты местных жителей.

Бесаких, или Пура Бесаких (Pura Agung Besakih), находится на западном склоне вулкана Агунг (Gunung Agung). Это самая высокая гора на острове, ее высота достигает 3 142 метра. Кроме того, считается, что именно здесь расположена так называемая «Ось мира», вокруг которой, по легенде, вращается вселенная, все планеты и звезды. Сам же вулкан служит обителью для богов и почитается у местных жителей чуть ли не как самая священная точка острова.

ПОЧЕМУ ЖЕ БЕСАКИХ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ ХРАМОМ?

Вид на храм Храм Бесаких (Pura Agung Besakih) и вулкан Агунг

Бесаких, или Пура Бесаких (Pura Agung Besakih), находится на западном склоне вулкана Агунг (Gunung Agung). Это самая высокая гора на острове, ее высота достигает 3 142 метра. Кроме того, считается, что именно здесь расположена так называемая «Ось мира», вокруг которой, по легенде, вращается вселенная, все планеты и звезды. Сам же вулкан служит обителью для богов и почитается у местных жителей чуть ли не как самая священная точка острова.

Конечно, в таком месте просто нельзя было построить скромный храм. Поэтому балийцы возвели здесь целый комплекс, состоящий более чем из 86 религиозных сооружений. Это действительно огромная территория. Здесь только для туристов доступно около 30 000 квадратных метров, а все постройки располагаются на площади более 150 000 м2. Это самый крупный храмовый комплекс на всем острове.

Храмовые постройки (Pura Agung Besakih)Храмовые постройки Бесаких Храмовые постройки (Pura Agung Besakih)
Кроме того, Бесаких — это еще и самый древний балийский храм. Ученые выяснили, что некоторые элементы (такие как алтари и лестницы) имеют возраст свыше 2 000 лет. А это значит, что святилище в этом месте находилось еще до распространения индуизма на Бали. Скорее всего, на месте нынешнего храма было расположено языческое священное сооружение, где местные жители приносили дары духам своих предков.

Все это позволяет смело заявлять, что Бесаких действительно является главным храмом Бали. К тому же, у него еще есть богатое прошлое, о котором я расскажу вам дальше.

ИСТОРИЯ ХРАМА ПУРА БЕСАКИХ
Храм Pura Agung Besakih

Первые письменные упоминания об этом месте датируются началом XI века. Но эти упоминания касаются уже существующего храма, а не его строительства. А вот когда он был построен — вопрос менее ясный. Есть легенды, в которых упоминается некий странствующий монах, построивший Бесаких в VIII веке. Но документальных сведений об этом событии не осталось. Также, по преданиям, другим основателем мог быть раджа Кесари, живший в начале X века. Но откуда тогда взялись алтари возрастом в два тысячелетия? Вероятно, Кесари лишь расширил храм, который уже существовал до него.

Вообще, Бесаких расширялся и достраивался почти каждое столетие. Ученые выяснили, что Агунг Панатаран (центральный храм, посвященный Шиве) – одно из трех главных святилищ комплекса, — был построен в XVII веке. В летописях говорится, что многие балийские короли в разные времена выделяли деньги на строительство храма.

С XI века Бесаких долго не упоминался ни в одном документе. И лишь в XV веке, когда политический центр Бали переместился в центральную часть острова, храм вновь стал фигурировать в различных летописях. В частности, есть упоминания о том, что Бесаких является государственным храмом, в котором находится мавзолей.

Известно, что во время стихийных бедствий балийцы укрывались в этом храме, а в остальное время приносили жертвы богам, чтобы искупить грехи. Устраивались даже церемонии жертвоприношения, во время которых закалывался тигр, буйвол, корова и черная обезьяна.

Одним из самых знаковых событий в истории Пура Бесаких можно считать извержение вулкана Агунг в 1963 году. Весной этого года должно было проводиться празднование Eka Dasa Rudra (Эка Даса Рудра), праздника духовного очищения, проводимого раз в столетие. Незадолго до этого, в феврале, было зафиксировано повышение температуры почвы у подножья вулкана.

Жрецы посчитали это плохим знаком. Они были уверены, что это гнев богов, и празднование Эка Даса Рудра нужно перенести на другой год. Однако их никто не послушал – ведь все уже было готово к началу церемонии. Жрецы не ошиблись. 18 марта 1963 года кратер Агунга взорвался и выбросил из себя потоки лавы. Они сошли по склонам вулкана и уничтожили все на своем пути. В результате извержения погибло более 1000 людей, многие балийцы остались без крыши над головой. Примечательно, что в это же время жители некоторых европейских стран наблюдали красные закаты. Говорят, это связано именно с событиями на Бали.

С тех пор сейсмологи пристально следят за активностью кратера вулкана. Но есть один примечательный факт, который местные жители расценивают как благосклонность богов. Дело в том, что во время извержения Бесаких совершенно не пострадал. Несмотря на то, что он находится на склоне вулкана, потоки лавы обошли его стороной. Было это случайностью, или действительно волей богов – никто не знает. Но балийцы уверены, что именно храм спас остров от чудовищных разрушений. Хронологию извержения вулкана Агунг в настоящее время можно проследить в разделе Вулкан Агунг — новости.

Часто Бесаких называют «храмом матери», но правильнее будет — «материнский храм». Для местных жителей он имеет очень большое значение. Он защищает остров от стихийных бедствий и помогает общаться с богами. Это самый главный и древний храм на Бали, именно он стал источником распространения индуизма в этих местах. Поэтому он и является материнским.

ОПИСАНИЕ ХРАМОВОГО КОМПЛЕКСА БЕСАКИХ

Внутри Храма

Весь комплекс состоит из трех основных храмов. Каждый из них посвящен одному из божеств индуистского пантеона (его еще часто называют Тримурти или Трисакти).

В эту триаду входят:

Брахма – бог-создатель
Вишну – бог-хранитель
Шива – бог-разрушитель

Храм позволяет молиться всей троице в целом, или же каждому божеству отдельно. По сути, так устроен почти каждый балийский храм.

В Бесаких устройство храмов следующее:

В центральной части комплекса находится самый большой храм – Агунг Панатаран. Он состоит из трех дворов, которые располагаются как бы ступенями друг над другом. Здесь поклоняются Шиве.

Чуть восточнее находится второй храм – Дангин Кретег. Он посвящен Брахме.

Третий храм – западнее. Он называется Бату Мадег и посвящен, соответственно, Вишну.

Интересно то, что каждый из храмов построен и поддерживается за счет одного из балийских округов. Так, например, Агунг Панатаран финансируется Клунгкунгом, а Дангин Кретег – Карангасемом. Бату Мадег поддерживает округ Бангли. У других округов здесь нет больших храмов, но есть отдельные постройки (например, у Гианьяра, Бадунга, Булеленга и Табанана). Таким образом, Бесаких является как общим для всех балийцев, так и главным святилищем для жителей некоторых округов.
Кстати, здесь же можно найти небольшие алтари, принадлежащие представителям балийской аристократии.

С точки зрения архитектурной проработки, наиболее интересен будет храм Агунг Панатаран. На его территории расположено около 50 ритуальных сооружений.

Как я уже говорил, храм состоит из трех дворов:

Первый двор. Чтобы попасть в него, нужно подняться по лестнице из 52 ступеней. Сама лестница по бокам украшена скульптурами индуистских божеств, а на ее вершине расположены традиционные расщепленные ворота – Чанди Бентар. Первый двор является как бы прихожей. Основные же постройки расположены во втором и третьем.

Второй двор. Сюда ведут большие ворота, щедро украшенные каменными декорациями. За ними расположен трон для божеств. Поскольку этот храм посвящен Шиве, он восседает посреди, а по бокам от него расположились Брахма и Вишну. Здесь же, во втором дворе, находится помещение Санухан-Агунг. В нем во время больших праздников собираются боги и принимают дары балийцев. Рядом находится Бале-Агунг. Это крытый павильон, в котором вместо стен – 24 колонны. Здесь местные жители могут помолиться. Еще одно здание – Паведажан. Но для посторонних оно закрыто, так как предназначено для священнослужителей.

Третий двор. И, наконец, чтобы попасть в третий двор, нужно опять же преодолеть лестницу. Территория двора оформлена в виде террас, находящихся одна над другой. Здесь находятся меру – традиционные религиозные постройки в виде башен, напоминающие пагоды. Одна из них, кстати, служит сокровищницей храма. В ней также хранятся документы и летописи, связанные с Бесаких.

Можно заметить, что меру в храме разной высоты, и у них разное количество ярусов. Это связано с тем, что каждая меру посвящена какому-либо богу. Чем выше почитается тот или иной бог, тем выше ярусов у меру, которая ему посвящена. Например, 11-ярусные меру построены в знак уважения Шиве.

В третьем дворе также располагается храм кузнецов – Панде Веси. А на самой верхней террасе стоят две закрытые постройки. Одна из них посвящена богу Шиве, а вторая – предкам бывших раджей Клунгкунга, которых тоже считали божествами.

Дорожки вдоль Храмового комплекса (Pura Agung Besakih)Дорожки вдоль Храмового комплекса (Pura Agung Besakih)

Во время религиозных праздников территорию храма, как правило, украшают. Если вы окажетесь здесь в один из праздничных дней, то наверняка заметите, что среди прочих преобладают четыре цвета – белый, красный, черный и желтый.

Читайте также:  Храм Гроба Господня в Иерусалиме: особенности и преимущества

Эти цвета символизируют определенных божеств:

Белый – это цвет бога Шивы

Красный цвет принадлежит Брахме

Черный цвет соотносится с Вишну

Желтый цвет принадлежит верховному богу по имени Ида Санхьянг Види Васа

Эти же цвета используют и в других святилищах во время больших праздников. Вообще, праздники в Пура Бесаких – это важная часть жизни храма. Здесь традиционно отмечают Галунган – праздник победы добра над злом. Он завершается праздником Кунинган – встреча с духами предков за праздничным столом. В первое посленовогоднее полнолуние в храме ежегодно отмечается Бхатара Турун Кабех, этот праздник обычно приходится на март или апрель и длится около 10 дней. В эти дни можно увидеть ритуальные танцы, театр теней и различные спектакли, а также услышать традиционный балийский оркестр, стать свидетелем местных церемоний.

Отдаленность от населенных пунктов, определенная труднодоступность и особое, сакральное расположение делают Бесаких чрезвычайно интересным для всех, кто желает заняться медитацией. Считается, что сами балийцы спят ногами к морю, где обитают злые духи, а головой по направлению к Агунгу, который «очищает» отрицательные потоки энергии. Располагает к медитации и единению с самим собой и ландшафт храма: необыкновенная растительность, потрясающие панорамы, открывающиеся с его стен.

Бесаких – общий храм, то есть доступный для всех индуистов. Что же касается посетителей других вероисповеданий, то обычно им можно находиться только около храмов, то есть во дворах на первом уровне, не заходя в религиозные постройки. Впрочем, и такие посещения часто затягиваются на несколько часов.

Храм Бесаких

Цветущий Бали известен не только как тропический рай в Индонезии, но и как «Остров 1 000 храмов». Есть даже шутка, что святилищ на нем едва ли не больше, чем домов. Но главным среди них является храм Пура Бесаких (Pura Besakih) — как говорят опытные путешественники, посетив его, вы можете считать, что видели все балийские святыни. Это огромный комплекс на священной горе Агунг, который включает 23 храма и множество других построек самого разного назначения. Он террасами спускается вниз с высоты 1 000 метров над уровнем моря, и с каждого уровня открываются красивые виды. Местные жители приходят сюда нарядно одетыми, чтобы поклониться богам, а туристов привлекает волшебная, мистическая атмосфера и красота этих мест.

Историческая справка

Точная дата строительства Пура Бесаких неизвестна, хотя есть мнение, что он был возведен более 1 000 лет назад. Гора Агунг, на которой он расположен, издавна почиталась балийцами как одна из 4-х священных вершин и как место обитания бога Шивы. Наконец, согласно древним верованиям, именно здесь проходит ось мира, вокруг которой обращается вся вселенная.

Ученые утверждают, что некоторые каменные строения храма имеют возраст около 2 000 лет, другие же были возведены намного позже. Вполне возможно, что в незапамятные времена нынешний комплекс был построен на месте более древнего святилища. Первое же упоминание о Пура Бесаких датируется 1284 годом, и в рукописи говорится о ней как об уже давно существующей святыне. Также есть несколько версий, что храмовый комплекс мог основать некий странствующий монах в 8-м веке или раджа Кесари в начале 10-го века.

Поскольку во многих летописях есть сведения о пожертвованиях на храм со стороны балийских королей и знатных особ, скорее всего, комплекс из века в век постоянно достраивался. Например, известно, что центральная часть Агунг Панатаран, посвященная Шиве, строилась в 17-м веке.

В 1917 году Пура Бесаких пострадал во время извержения вулкана Батур — грозного соседа священной горы Агунг (между ними находится лишь небольшая долина). А в 1963 году потоки лавы выбросила и сама Агунг, которая также является вулканом. Однако в этот раз индонезийские боги пощадили храм — смертоносный поток прошел всего в нескольких метрах от него. Конечно, такое событие еще больше убедило балийцев в святости этих мест. Позже вулкан еще проявлял активность в 2017 и в 2018 годах, но до полноценного извержения дело, к счастью, не дошло.

Как добраться

Храм Пура Бесаких находится вблизи одноименной деревни в восточной части острова Бали. Ближайшим городом к нему является Клунгкунг, который расположен на расстоянии около 20 км.

Поскольку общественный транспорт в Индонезии, и в особенности на Бали, развит слабо, многие туристы предпочитают передвигаться на такси или брать в аренду байк. В этом случае вам не составит труда доехать до селения Бесаких по карте или GPS-навигатору.

Координаты: -8.37435, 115.450804.

Адрес: Pura Besakih, Rendang, Bali, 80871.

Но рассмотрим все возможности добраться до храма Пура Бесаких:

  • Автобусом — из терминала Batubulan (Батубулан), что в 8 км от Денпасара, к восточной части острова ходят рейсовые автобусы;
  • Личным транспортом или на такси — нужно будет преодолеть около 63 км, направляясь на восток через городок Семарапура (Semarapura) до указателей на храм.

Еще один способ путешествовать по Бали — это автостоп, и немало туристов добирается до Пура Бесаких именно таким образом.

Если же вы решили посетить индонезийскую святыню в составе экскурсионной группы, вас довезут до автостоянки, которая находится примерно в 1 км от цели. Поэтому часть пути в любом случае придется пройти пешком.

Храм Бесаких на карте

Внутри храма

Как уже было сказано, храмовый комплекс Пура Бесаких включает 23 святилища. Из них три являются самыми крупными и главными — это Пенатаран Агунг, Бату Мадег и Кидулинг Кретег, посвященные богам Шиве, Вишну и Брахме соответственно. В целом территория комплекса занимает более 3 км, поднимаясь ступенями вверх.

Храм Шивы Пенатаран Агунг находится в центре, к востоку от него расположен Кидулинг Кретег, а к западу — Бату Мадег. Интересно, что сегодня финансирование каждого из них проводится тремя разными округами Бали.

Самым крупным и самым интересным в Пура Бесаких считается храм Шивы. Он состоит из трех дворов, которые можно пройти один за другим, минуя несколько ворот.

Первый двор («мир людей») — он считается наименее важным, предназначенным для подготовки к религиозным обрядам и посещению следующих уровней храма. Сюда ведет центральная лестница из 52 ступеней, украшенная каменными статуями мифологических существ. В дни праздников на каждое изваяние надевают саронг — яркую индонезийскую «юбку». В конце лестницы установлены ворота Чанди Бентар — они представляют собой расщепленную в верхней части арку, причем такая форма выбрана не случайно. Согласно балийским верованиям, этот проем в арке нужен для того, чтобы ничто не мешало взаимодействию человека с высшими силами.

Второй двор («пограничный мир») — к этой части Пура Бесаких можно попасть через очередные ворота, пройдя первый двор. Балийцы убеждены, что именно здесь во время церемоний и обрядов божества нисходят к обычным людям. Поэтому все жители Бали, направляющиеся в храм, несут сюда дары, чтобы возложить их к алтарям и прошептать молитву. В расположенном здесь же открытом павильоне верующие могут задержаться, чтобы помедитировать и пообщаться с высшими силами, а семьи во время индуистских похорон ждут окончания кремации.

Третий двор («мир божеств») — самый верхний участок храма, куда посетители также поднимаются по лестнице. На нескольких террасах этого двора построены многоярусные башни-пагоды — каждая для определенного божества. По количеству ярусов можно догадаться, для кого именно предназначено «жилище». Так, башни Шивы и богини плодородия Деви Шри, особенно любимой балийцами, имеют по 11 ярусов, а у башни Вишну их всего 9, хотя это тоже свидетельствует о высоком уважении. Наименьшие башенки имеют лишь по 3 яруса. Кстати, в одной из таких пагод издавна хранятся летописи и другие исторические документы, но экскурсии туда не проводятся.

Во время праздников всю территорию храма Пура Бесаких украшают цветами, яркими зонтиками и отрезами тканей. Традиционно в украшениях преобладает четыре цвета: белый в честь Шивы, красный в честь Брахмы, черный для поклонения Вишну и желтый. Всего за год здесь проходит до 70 крупных религиозных церемоний, и попасть на одну из них — большая удача для туриста. В это время можно увидеть храм во всей красе, послушать местный оркестр и прикоснуться к загадочной культуре балийцев-индуистов.

Один из главных таких праздников — Галунган, или день «победы добра над злом» — длится целых 10 дней и сопровождается множеством интересных мероприятий. Это лучшее время для посещения тропического острова, ведь не только храмы, но и весь Бали в эти дни преображается (примерно как Европа перед Рождеством).

Экскурсии

Для посещения храмового комплекса Пура Бесаких можно рассмотреть следующие варианты:

  • Заказать экскурсию в одном из туристических бюро;
  • Воспользоваться услугами местного водителя-гида с автомобилем;
  • Самостоятельно добраться до храма и отправиться на его осмотр.

Стоит сразу сказать, что самостоятельное посещение разрешено, хотя вполне возможно, что вас попытаются убедить в обратном. Особенно будут стараться местные «гиды», которые встречают туристов у центральной лестницы или у входа, но как избавиться от их навязчивого сервиса, расскажем чуть ниже.

Правила посещения Пура Бесаких:

  • На всех посетителях обязательно должен быть саронг;
  • Проход внутрь пагод-святилищ для туристов запрещен;
  • Фото на территории храмового комплекса можно делать без ограничений.

Саронги можно принести свои, купить на месте или взять напрокат. Имейте в виду, продавцов будет много, и не стоит соглашаться на первую предложенную цену — обязательно торгуйтесь. Опытные туристы также рекомендуют не верить заверениям в духе «дешевле не найдете» и «дальше продавать уже не будут».

Цена входа на территорию храма — 60 000 индонезийских рупий (около 250 рублей).

Время работы кассы — с 08:00 до 17:00 (но сам комплекс открыт круглосуточно).

Обязательно требуйте билет, даже если вам предложат пройти без него. Внутри билетики далеко не всегда проверяют, но лучше избежать неприятных сюрпризов. Тем более, может быть и так, что далеко не все «проверяющие» окажутся работниками храма — желающих обмануть неискушенного туриста и вытянуть у него еще немного денег здесь предостаточно.

Проще всего передвигаться по храмовому комплексу в сопровождении местного жителя. В этом случае меньше вероятность, что к вам то и дело будут приставать продавцы разных товаров и услуг. Впрочем, те, кто умеет говорить твердое «нет», прекрасно обходятся и без местных сопровождающих.

Можно отправиться в Пура Бесаких и в составе экскурсионной группы — это избавит от многих забот (например, не нужно будет думать, как сюда добраться и уехать обратно). Также в этом случае намного проще ориентироваться на огромной территории храмового комплекса. Но, конечно, стоимость экскурсии будет выше, чем расходы на самостоятельное посещение.

Советы посетителям

  • Если вы решили добираться до храма Пура Бесаких самостоятельно на байке или на автомобиле, обязательно захватите с собой навигатор. Дорожные указатели на Бали встречаются, но на их регулярность не стоит рассчитывать. Поговорить же с местными жителями, не зная языка, будет проблематично — в деревнях многие не понимают даже английский, не говоря уже о русском языке. На разговор можно рассчитывать только с теми балийцами, чья деятельность так или иначе связана с туристами.
  • Не стоит соглашаться на услуги местных «гидов», предлагающих свое сопровождение у входа в храм. Во-первых, они обманывают, говоря, что вы не сможете пройти без сопровождающего дальше первого двора. А во-вторых, полноценную экскурсию такие «гиды» не проведут, и это уже не раз проверено многими туристами.
  • Есть маленькая хитрость, как избежать навязчивых приставаний и уверений, что без гида вам не пройти: заходите в Пура Бесаких не с центрального входа, а со стороны одной из боковых лестниц. Практически все продавцы услуг, саронгов и разных мелочей «охотятся» на туристов у центральной лестницы храма Шивы Пенатаран Агунг. Но есть еще пара входов справа и слева от нее — вот туда-то вам и нужно.

  • Захватите с собой саронг — обычный прямоугольник ткани, который можно будет обмотать вокруг талии, как юбку. В таком случае вам не придется переплачивать за этот обязательный предмет одежды. Кстати, саронги понадобятся и для посещения других сакральных мест на Бали, если они есть в вашей экскурсионной программе.
  • Постарайтесь попасть в храмовый комплекс с утра, потому что ближе к обеду здесь бывает многолюдно из-за обилия туристов. А во второй половине дня Пура Бесаких, расположенный на высоте 1 000 метров над уровнем моря, может закрыть туманом. Также не помешает взять с собой дождевики или зонты — здесь часто идут не просто дожди, а настоящие тропические ливни.
  • Если вам не в тягость ранний подъем, можно прийти к храму на рассвете и пройти внутрь совершенно бесплатно (вас просто некому будет остановить). Некоторые туристы так и делают, важно лишь не выходить через центральные ворота, чтобы не попасться на глаза работнику кассы.

Несмотря на все нюансы и сюрпризы, которые могут ожидать туриста в Пура Бесаких, это место — одна из тех достопримечательностей Бали, которые обязательно стоит увидеть. Горный храмовый комплекс поражает своим величием, поднимаясь от террасы к террасе все выше и выше. А с верхней площадки храма открываются такие виды на остров, что уйти без десятка фото просто невозможно! Если же вам удастся попасть в Пура Бесаких во время одного из балийских праздников, можно прикоснуться к настоящей жизни Бали, к его живой «нетуристической» культуре и взглянуть на происходящее глазами островитян.

Визитная карточка

Адрес

Besakih, Rendang, Карангасем, 80863, Бали, Индонезия

Стоимость

Вход — 60 000 индонезийских рупий (250 рублей)

Ссылка на основную публикацию