Храм Барбар: особенности и преимущества

Барбар

26° 13.6587 ′N , 50° 28.6407 ′E
26.22765N, 50.47735E
26°13′39.52″N, 50°28′38.44″E

1 материал по 1 объекту, 17 фотографий

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о городе Барбар.

Храм Барбара / Barbar Temple

26° 13.5725 ′N , 50° 29.0464 ′E
26.22621N, 50.48411E
26°13′34.35″N, 50°29′2.78″E

Ошибка в координатах?

    Скрыть пустые объекты

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Barbar Temple — 5000-летний храм шумерского бога Энке

Материал понравился:

26° 13.5731 ′N , 50° 29.0440 ′E
26.22622N, 50.48407E
26°13′34.38″N, 50°29′2.64″E

Этот совет является частью дневника «Культовые сооружения мира»

Некоторые уж успели почить в бозе и слиться с окружающим ландщафтом, пытаясь упоиться и забыть о былой связи с прямоходящими двуногими.

Но дальние потомки не могут никак их оставить в покое, обнаруживают, раскапывают, чистят и пытаются придумать ответы на извечные вопросы : “как? и главное, зачем?”

В 1954 году команда датских археологов в бахрейнском местечке Барбар обнаружила останки храма, построенного из блоков известняка.

Раскопки велись в течении 8 лет. Ученым удалось обнаружить три храма, построенных один поверх другого. Самый старый был построен около 5000 лет назад, через примерно 500 лет над ним надстроили второй храм. Третий, самый верхний датируется между 2100 годом до нашей эры и 2000 годом до нашей эры.

В сентябре 2001 года Barbar Temple был включен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО под номером1570. Вероятно это дало толчок к возобновлению раскопок храмов Барбары в 2004 году.

Так же, кандидат на получение статуса объекта Всемирного наследия должен иметь инфоцентр и хоть небольшой музей. В общем, небольшую парковку, одного охранника на входе и павильон-инфоцентр — это все, что мы обнаружили на месте. Охранник, заметив что к нему приближаются четверо европейцев с самыми серьезными намерениями, видимо решил, что мы хотим в туалет (ну а зачем нам останавливаться на пустыре да еще без опознавательных знаков), и нехотя пошел открыл для нас инфоцентр, в котором туалет и присутствовал.

Кроме нужного места, здесь еще было несколько щитов с информацией о храме, его раскопках и предметах, найденных на этом месте.

Ничего из самих предметов здесь не оказалось, все находятся в Национальном музее Бахрейна.

К удивлению охранника, мы решили прогуляться по тропинке вокруг раскопок. И это по такой жаре:)))

Территория не большая, с другой стороны к ней вплотную подходят строения местных жителей.

Если на вопрос “когда” у ученых есть понимание и методики давать более менее точный ответ, то на вопросы “как и зачем” дело всегда обстоит сложнее. Но на то они и ученые, чтобы придумывать версии и потом их научно обосновывать:))

Во время раскопок здесь был обнаружен естественный источник воды. Это дает повод предположить, что храм был посвящен Энке, шумерскому богу мудрости, знаний и пресной воды (да-да, тому самому Энке, волей которого посредине острова в пустыне в полном одиночестве растет старая акация “Дерево жизни” – самое одинокое дерево в мире).

А обнаружение двух алтарей приводит к мысли, что здесь почитали и жену Энке, Ниньурсаг. Энке с женой родили четверых детей, а шестое их поколение стало прародителями людей.

Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей – платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.

Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид – горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. – точно порадуют

Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!

Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.

Тайны пещеры Барбар

В статье Бомбоубежища древней Индии. Пещеры Барабар была показана необычность этого искусственного помещения в гранитном массиве. Детальных снимков на тот момент в сети не оказалось для понимания хоть примерной технологии: как создали эту пещеру. Благодаря поездке в Индию в 2017 г. Виктории Голубцовой можно сейчас хоть как-то понять, чем это делали. Напомню, что комнаты пещеры выполнены вот в таком гранитном массиве:

В ход в грот в граните

Зубцы как у зубчатой рейки для подъема-опускания двери-задвижки?

Следы, процарапанные от перемещения задвижки или это было так задумано?

С другой стороны входа

Плоскость в граните идеально отполирована

Борозды на полу. Явно это делали не зубилом по граниту.

Внутри есть стены с отполированным гранитом и пол — как буд-то не доделан.

Борозды в граните на полу говорят, что это делали машинным способом.

Следы на потолке ставят в тупик чем это сделано.

Черновая и финишная поверхность. Применяли фрезы и шлиф.аппараты? Или умели размягчать гранит? И тогда снимали шпателем? Легче представить второе, чем представить мобильный комбайн, способный фрезой снимать слои на граните.

Замысловатая выборка породы

Ощущение такое, что снимали размягченный слой гранита. Но это только ощущение. А как на самом деле?

В другом режиме съемки

Здесь что-то крепилось? Но это еще не все. В одном из помещений обнаружились следы пропилов:

Отполированные стены. Для чего?

На них тоже следы пропилов

Некачественно выбитые надписи местными Снаружи на поверхности гранитного массива есть вот такие прямоугольные выемки.

Как вдавленности от чего-то шагающего по мягкому материалу.

Детальные снимки кое-что проясняют, но задают еще больше вопросов.

Боробудур — древний храм на острове Ява

В прадавние времена остров Ява не был прикреплён к одному месту, а потому постоянно менял свою дислокацию, плавая по всему океану, что не могло не вызывать беспокойства у местных жителей. Ими было принято решение закрепить остров, прибив его гвоздём к центру земли.

А через какое-то время на месте крепления образовался холм, вокруг которого обитатели острова возвели храм, воплощающий буддистское учение о восьми, ведущих к просветлению, ступенях и символизирующий объединение высшего с низшим, Неба с Землёй, богов с людьми.

Читайте также:  Храм Ват Пратат Дои Сутеп: особенности и преимущества

Первый этаж, цоколь здания, означал мир плотских страстей, следующие четыре этажа говорили о борьбе человека со своими желаниями, а три последних яруса символизировали приближение к абсолютному покою, нирване.

Храм тысячи Будд

Находится храм Боробудур в Индонезии, на острове Ява, в священной долине Кеду, недалеко от вулкана Мерапи, в сорока двух километрах от Джакарты. На географической карте его можно найти по следующим координатам: 7° 36′ 29″ с. ш., 110° 12′ 14″ в. д.

Что именно означает Боробудур, учёные установить не смогли. По одной из версий, «боро» переводится как «комплекс храм и монастырей», а вторая часть «будур» похожа на балийское слово «бедухур», означающее «наверху» (это даёт возможность говорить о том, что название означает «Комплекс храмов на холме»).

Существует ещё одна гипотеза, согласно которой «боро» – наименование территории, а «будур» означает «древность» – таким образом, название можно трактовать как «Древняя Бора». Третья версия говорит о том, что Боробудур в переводе означает «Тысячи Будд».

Как выглядит храм

Когда смотреть на Боробудур снизу, нередко создаётся впечатление, будто находишься возле огромной каменной пирамиды: террасы, ступени, ниши под углом уходят высоко вверх. По размерам древний буддийский храм значительно уступает древним египетским сооружениям: высота его составляет лишь 34 метра.

Зато по внешнему оформлению и дизайну превосходит их во всём: многочисленными барельефами, статуями, композициями нельзя не восхищаться. Нет ничего удивительного в том, что этот храм многие называют не только восьмым чудом света, но и каменной летописью буддизма.

Чтобы возвести Боробудур в Индонезии, древним строителям понадобилось более ста лет. Результаты превзошли все ожидания: возведённый в конце VIII – начале IX ст. Боробудур оказался самым крупным буддистским храмом за пределами Индии и Камбоджи.

Внутри нет никакого внутреннего пространства, поскольку возведён он был вокруг природного холма, который древние мастера обложили огромными каменными блоками. Учёные подсчитали, что на постройку этой грандиозной конструкции ушло около 2 млн. кирпичей, несколько тысяч декорированных панелей, было создано более 500 статуй Будд (археологи до сих пор не смогли найти каменоломню, где добывали и обрабатывали камни).

После того как был построен корпус Боробудур, получилась огромная ступенчатая конструкция пирамидальной формы, высотой более тридцати метров и длиной основания около 123 м. Сооружению придали квадратную форму (120 х 120 м), сориентировав каждую сторону по четырём сторонам света и соорудив с каждой стороны наверх лестницу и вход.

С каждой стороны пирамиды установили в определённых позах статуи Будды (всего их на территории храма около пятисот): скульптуры, расположенные на востоке, призывают землю свидетельствовать об истинности своего учения, с южной – обещают паломникам выполнить все их желания, с западной – медитируют, а с северной напоминают верующим продолжать путь к спасению.

Центральный вход храма традиционно оказался с восточной стороны и, поскольку символизирует момент просвещения Будды, входить сюда имеют право лишь буддистские монахи. Именно от центрального входа выбитые в камнях рельефы начинают свой рассказ об истории развития буддизма (повествование это растянулось более чем на пять километров).

Барельефы примечательны тем, что в них можно без труда проследить сюжетную линию, поскольку их характеризует наличие уравновешенной и строгой композиции.

Во время ритуального обхода каждого этажа Боробудур (а каждый ярус они должны пройти около семи раз) паломники, глядя на барельефы и статуи, имеют возможность ознакомиться с жизнью Будды и его учением. Состоит храм из нескольких уровней.

Камадхату (мир страстей)

В настоящее время доступ к первому ярусу для туристов закрыт (сделано это было для того, чтобы не повредить стабильности храма). Известно, что в цоколе храма изначально находилось 160 панелей, на которых был изображён мир чувственных страстей и рассказывающие, к чему они способны привести согласно законам кармы.

Рупадхату (сфера форм или борьба с желаниями)

На панелях, расположенных на этом уровне, изображены истории из жизни Будды. Одни из них повествуют о его предыдущих воплощениях в виде бога, царя, человека и даже животного (льва, оленя, обезьяны). В каждой своей жизни учитель проявляет сострадание и благородство, раскрывая буддийские принципы. Другие рассказывают о странствиях Будды в поисках мудрости.

Арападхату (сфера без форм или приближение к нирване)

Поднявшись на пятый ярус, паломник оказывается на высшем уровне, символизирующий приближение к нирване и оформленный в виде трёх террас округлой формы. В отличие от предыдущих ярусов, здесь полностью отсутствуют барельефы или плиты, но установлены статуи Будды (всего здесь расположено 72 скульптуры).

Размещали их или в нишах в стене, или в середине ступ, по форме напоминающих перевёрнутые колокола с маленькими ажурными отверстиями, через которые можно рассмотреть скульптуры. Такое их местонахождение было выбрано неслучайно: спрятанные под ступами статуи отображают идею отрешённости от мира и пребывание Будды в нирване.

В середине арападхату – центральная ступа, в которой находится последняя, самая большая скульптура Будды. Колокол этот полностью закрыт, поэтому статую увидеть невозможно. Когда скульптуру нашли, у неё отсутствовала голова – почему так получилось, существует несколько версий.

Согласно одной из них, она отвалилась во время землетрясения, другая говорит о том, что статуя почему-то с самого начала была не завершена. Версию о том, что кто-то увёз во время грабежа, ученые даже не рассматривают: огромные размеры скульптуры полностью исключают такую возможность.

Судьба храма

Сильнейшее извержение вулкана в 1006 году не только сильно разрушило Боробудур, но и на восемь столетий похоронило его под толстым слоем пепла, оставив в памяти народа о храме лишь предания. Лишь в начале XIX ст. английский губернатор Раффлз, услышав легенду, решил организовать научную экспедицию, которая довольно быстро нашла храм – и началось восстановление святилища.

Реконструкции эти проводились не один раз и после того, как храм восстановили, Боробудур и Прамбанан, находящийся рядом комплекс индуистских храмов, были признаны ЮНЕСКО памятниками Всемирного наследия.

Что посмотреть в Бахрейне

Последнее изменение 03.11.2019

Бахрейн — это удивительная страна, которая имеет богатую историю, религиозные и природные ценности. Для осмотра всех потрясающих достопримечательностей потребуется несколько суток.

Достопримечательности Бахрейна

Всемирный торговый центр

Визитной карточкой государства считается Всемирный торговый центр. Здание представляет собой сдвоенные башни в виде паруса, соединенные воздушными мостами, к которым крепятся три огромных ветряка. Высота строения составляет 240 метров. Четыре лифта сделаны из стекла – из них можно увидеть работающие турбины. В торговом центре находятся развлекательные залы, рестораны, а большая часть этажей отведена под офисы.

Храм Барбар (Barbar Temple)

Большим спросом пользуется экскурсионный тур к Barbar Temple, храм Барбар. Этот комплекс представляет собой сооружение из трех уровней, рядом находятся руины и старинные алтари, которые относят к третьему тысячелетию до нашей эры.

Читайте также:  Храм Лухур Лемпуянг: особенности и преимущества

Дом Сейяди

Если взглянуть на архитектуру Бахрейна, то особо выразительно смотрится дом Сейяди, расположенный в Муххараке. Здание относят к 1905 году, это образец национальной архитектуры.

Комплекс королевских могил

Недалеко от поселения А’али расположены популярные «королевские могилы». Путешествуя по этим местам можно понаблюдать за величественными курганами и древнейшим некрополем. Деревня славится своими гончарными мастерскими. Местные умельцы оттачивают свое мастерство уже не одно поколение, делая глиняные шедевры.

Джебель-ад-Дукхан и Дерево жизни

Главная достопримечательность досталась от природы — Джебель-ад-Дукхан, это гора занимает самую высокую точку острова. Высота горы — 134 метра, вблизи нее находится Дерево жизни, считающееся одной из главных символик Бахрейна. На фоне пустыни дерево смотрится восхитительно. Как гласит легенда, акация — одно единственное дерево уцелевшее от сада Эдема, который простирался на огромной территории острова.

Музеи, храмы и дворцы Манамы

Калат Аль-Бахрейн

Самые важные экскурсионные достопримечательности находятся в столичной Манаме. Отдыхающие чаще всего спешат насладиться старинным фортом Калат Аль-Бахрейн. Это большой рукотворный холм, который местные жители на протяжении долгих столетий возводили поколение за поколением. Состоит артефакт из бесчисленного количества культурных наслоений, самые старые из которых имеют возраст до четырех тысяч лет. Холм исследован археологами только на четверть, и самые интересные открытия ждут ученых впереди.

Мечеть Аль-Фатих

Мечеть Аль-Фатих может вместить до 7000 верующих одновременно. Это самое крупное религиозное сооружение в стране. Забавно наблюдать за архитектурными творениями Байт-аль-Каран, в состав которого входит: мечеть, школа для подростков и библиотека.

Оказавшись в Манаме, вам наверняка покажут центр Аль-Фатеха, в котором преподают ислам. Это мечеть с библиотекой, насчитывающей до 7000 экземпляров книг. Смотрится она достаточно скромно, но за счет изысканности готова поразить туристов своей простотой. Строительство комплекса было завершено в 1987 году.

Деревня Бани-Джамран (Village of Bani Jamra)

Чтобы узнать, как жили и чем занимались местные слои населения необходимо отправиться в деревню Бани-Джамран, это в 10 км. от Манамы.

В поселении живут умелые ткачи, их цель — получение качественного полотна. У них можно приобрести различные аксессуары или сделать заказ на одежду.

Национальный музей Бахрейна

Для ценителей искусства советуем отправиться в Национальный музей Бахрейна. Он заманивает не только потрясающими экспонатами, но и архитектурой. В нем можно послушать историю Бахрейна, узнать о культуре государства, традиционных промыслах населения. Вечером здание смотрится очень красиво за счет специальной подсветки. Узнать о традиционной ловле жемчужин можно в другом музее.

Остров Риф

Большинство туристов любят комфортный отдых и отдают свое предпочтение острову Риф, там очень спокойная атмосфера. Это достаточно новый район Манамы, который хорошо обустроен, имеет много высоток и отличных ресторанов. Один нюансик — просто прогуляться вам не дадут, обязательно нужно иметь бронь столика в ресторане. В ночное время открываются просто шикарные виды с острова. Чего только стоят два небоскреба, называемые «Финансовой гаванью».

Руины замка

Для любителей истории и археологии полезно будет сходить к руинам замка Ад-Дираз. Добраться до места назначения будет проблематично, но знакомство с местной культурой того стоит.

Самый подробный список достопримечательностей Манамы мы рассматривали в статье ” Достопримечательности Манамы

Тайны храма Боробудур

Величественный храмовый комплекс Боробудур — каменная энциклопедия буддизма — грандиозное и сложное по композиции сооружение, затерянное в джунглях острова Ява в Индонезии. Храм Боробудур считается самым большим буддийским храмом в мире. Комплекс находится в 40 километрах от города Джокьякарты и занимает площадь 2,5 тысячи квадратных километров.

Название Боробудур происходит от санскритского «вихара Будда Ур», что переводится «буддийский храм на горе». Иногда Боробудур называют «храмом тысячи Будд», но статуй Будды в храме всего 504. По одной из легенд, под храмом Боробудур захоронен Будда Шакьямуни, по другой – это гора Меру, являющаяся центром Вселенной.

Объём всего сооружения составляет примерно 55000 м³. Ступа сооружена из 2 млн. каменных блоков. До сих пор ученые не могут определить точную дату и продолжительность строительства этого храма, — предполагают, что храм был возведён в VII—IX вв. правителями государства Матарам из династии Сайлендра.

Для строительства храма были привлечены тысячи рабочих, ремесленников и скульпторов. По мнению исследователей, для насыпи искусственного холма, который стал основанием Боробудура, потребовалось около 75-80 лет. Изготовлено сооружение из темно-серого андезита, который на острове Ява называют «храмовым камнем». На сооружение всего комплекса использовано 55 тысяч кубометров камня, сложенного без применения строительного раствора.

Стены галерей комплекса Боробудур выложены 1460 каменными плитами с барельефами, рассказывающими о жизни принца Сиддхартха Гаутамы. Общая протяженность барельефов составляет около 5 км.

Боробудур возведен как огромная ступа, выполненная в форме мандалы, высотой 34 метра, и отдаленно напоминает огромную ступенчатую пирамиду. Фундамент ступы — квадратный, со стороной 118 м. У ступы имеются восемь ярусов: пять нижних — квадратные, и три верхних — круглые. Форма мандалы, в соответствии с буддийскими представлениями, представляет схему Мироздания. На верхнем ярусе расположено 72 малые ступы вокруг большой центральной. Каждая ступа в форме колокола. Внутри ступ находятся статуи Будды.

Центральным мотивом Боробудура является священная гора Меру — легендарный центр Мироздания в древнеиндийской мифологии. Нижняя часть комплекса, символизирующая нижний мир, Землю, представляет собой пять стоящих друг на друге и последовательно уменьшающихся квадратных каменных террас, окруженных высокими балюстрадами.

Выше располагаются три круглые верхние террасы, символизирующие верхний, духовный мир. Центральная ступа Боробудура диаметром 15 метров и высотой 8 метров, венчающая последнюю, верхнюю террасу, символизирует вершину горы Меру.

Легенда гласит, что в очень далеком прошлом остров Ява плавал в бескрайних просторах океана и для того, чтобы на нем могли поселиться люди, его пришлось прибить к центру Земли. Огромная шляпка гвоздя стала холмом под названием Тидар, который возвышается возле Магеланга, красивого города, лежащего посреди плодородной равнины.

Сотни лет Боробудур лежал покрытый вулканическим пеплом и заросший джунглями. Не ясно, как этот уникальный монумент оказался забытым. Учеными было выдвинуто предположение, что извержение вулкана Мерапи вынудило жителей покинуть свою землю и искать другие места обитания. Извержение произошло в 1006 году, но многие учёные считают, что центр яванской цивилизации переместился в долину Брантас ещё в 928 году. Так или иначе, остаётся загадкой, почему люди оставили Боробудур.

В начале XIX века, когда английский экспедиционный корпус высадился на Яве, один из офицеров случайно натолкнулся на развалины Боробудура. В 1814 году по поручению губернатора Явы была прорублена просека, ведущая к вершине священного холма. Восстановление и сохранение исторического памятника было возложено на голландские и индонезийские власти (в то время Индонезия находилась в сфере влияния Голландии). Однако первые реставрационные работы по спасению храма были проведены только в 1907–1911 годах.

Читайте также:  Храм Бесаких: особенности и преимущества

Для предохранения памятника от размывания почвы, коррозии и повреждений от растительности джунглей, в период с 1973 по 1984 год под эгидой ЮНЕСКО была проведена огромная работа по полной реставрации Боробудура. Сооружение полностью разобрали, а холм укрепили. После чего комплекс был собран вновь.

Боробудур называют «каменной энциклопедией буддизма». Паломник, по пути от нижних ступеней к верхним, «постигает истину». Перед ним, по мере движения от подножия храма к главной ступе, разворачивается история жизни и учения Будды, проиллюстрированная высеченными из камня скульптурами, рельефами и буддийскими символами. «Дорога процессий» длиной в 5 км ведет на вершину храма по спирали, последовательно обходя все восемь террас.

Боробудур с многообразием его остроконечных башенок, каменных скульптур и статуй Будды является выдающимся произведением древнего искусства. Несколько сотен рельефов представляют собой иллюстрации к древнеиндийским эпическим сказаниям «Рамаяна» и «Махабхарата».

Храмовый комплекс Боробудур входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Эпоха барокко. Как познакомить учеников с архитектурными стилями?

История возникновения барокко в архитектуре

В XVI-XVII веках произошло множество событий, перевернувших привычное представление о мире. Благодаря Великим географическим открытиям европейцы узнали о существовании других народов и культур. Микроскоп и телескоп дали возможность увидеть ранее неизвестные миры.

Учение Коперника о том, что Земля не является центром Вселенной и вовсе разрушило привычную картину мира.

Искусство ренессанса воспевало мир как гармоничную и неизменную систему, а человека — как разумный и всемогущий венец этой системы. Но мир стремительно менялся и расширялся, а человек перестал ощущать свое всемогущество. Напротив, по словам Паскаля, человек стал воспринимать себя «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

В то же время Италия, родина ренессанса, теряет свое могущество на экономической и политической мировой арене. Страну терзают французские и испанские узурпаторы. В столице искусств царят разобщенность и страх перед неизвестностью.

И все же Италия, не смотря на экономический упадок, остается культурным и духовным центром католической Европы. Авторитет папы римского по-прежнему неоспорим. И пусть церковь и знать не обладают прежним богатством и величием, они стремятся к тому, чтобы об этом не узнал мир. На помощь им и на смену ренессансу приходит нарядный барокко — стиль, призванный отразить смятение общества и тягу к роскоши.

Характерные черты барокко

«Barocco» — жаргонное слово, которым португальские моряки называли бракованные жемчужины, можно перевести как «склонный к излишествам», «странный».

В барочных произведениях отражены внутренние конфликты человека, его метания и страдания, противоборство добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти. Архитектура, скульптура и живопись сливаются воедино. Обилие деталей, сочетание контрастных цветов, вычурная пышность форм реализуют цель стиля — поражать своей роскошностью, приковывать взгляды зрителей.

Искусствовед И.Э.Грабарь так характеризует особенности барочной архитектуры: «В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, какая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм».

Остановимся на основных чертах барокко:

слияние воедино архитектуры, скульптуры и живописи (лучше всего эту особенность отражают городские и парковые ансамбли);

стремление к гигантизму: массивность, масштабность, увеличение классических пропорций;

создание единого фасада здания, который выглядит как театральная декорация;

текучесть форм и объемов, намеренное искажение геометрических фигур;

заполнение пространства множеством украшений, лепниной, скульптурами, зеркалами;

обилие мелких деталей;

создание оптических эффектов за счет игры света и тени, сочетания контрастных цветов;

атмосфера торжественности и напряженности (проявляются в позах и выражениях лиц скульптур).

Зеркальная галерея Версальского дворца. Источник

Итальянское барокко

Италия — родина стиля. В полной мере этот стиль проявил себя в Ватикане. Чтобы подчеркнуть авторитет папы римского и развеять небезосновательные слухи об экономическом кризисе, Ватикан застраивался причудливыми соборами.

Одним из первых барочных строений стала церковь Иль-Джезу в Риме архитектора Джакомо Бароцци да Виньола. На главном фасаде сочетаются несколько ордеров, два фасадных яруса соединяются волнистыми волютами. Это архитектурное решение стало очень популярным для церквей того времени.

Церковь Иль-Джезу в Риме. Источник: Википедия

Еще один яркий пример итальянского барокко — грандиозная площадь Святого Петра в Ватикане, спроектированная Л.Бернини. Два симметричных полукружия площади обрамляют колоннады тосканского ордера, в центре возвышается собор. Весь ансамбль образует по форме символический ключ от рая.

Площадь Св. Петра в Риме. Источник: Яндекс

Барочная архитектура во Франции

Почти одновременно с распространением барокко во Франции зарождается классицизм. Поэтому в барочной архитектуре Франции классическая строгость преобладает над барочной хаотичностью. Зачастую эти два стиля соседствуют в одном здании. Это мирное сосуществование можно пронаблюдать на примере Люксембургского дворца в Париже архитектора Соломона де Бросса. Если фасад здания выполнен в классическом стиле с небольшими барочными элементами, то в интерьере барокко одерживает верх.

Еще один яркий образчик сочетания двух стилей — Версальский дворец Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара. Классический фасад дворца контрастирует с барочными скульптурами. Интерьер же, особенно Зеркальной галереи и залов Войны и Мира, можно с уверенностью отнести к барокко.

Барокко в архитектуре России

В Российской империи стиль барокко в архитектуре достиг наивысшей популярности в середину XVIII века. Раннее российское барокко прекрасно иллюстрирует храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, построенный князем Голицыным.

Знаменский храм. Дубровицы. Источник: Википедия

Во время правления Елизаветы (1740-1750-е гг.) стиль достигает своей вершины. Это время великих мастеров: Б.Ф. Растрелли, Д. Ухтомского, С. Чевакинского.

Современное барокко

Современная архитектура тяготеет к простоте, лаконичности и функциональности. Однако такой яркий архитектурный стиль как барокко не мог исчезнуть бесследно. Сейчас барочные элементы можно встретить в интерьерах гостиниц, ресторанов и частных домов.

Интерьер современного ресторана в стиле барокко. Источник

Методические рекомендации

Как познакомить учеников с архитектурными стилями? Принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» точно отвечает на этот вопрос. Если прогулка по историческому центру города или посещение музея по каким-то причинам невозможны, рекомендуем подобрать иллюстрации и видеоматериалы по теме. Поможет в организации и проведении урока учебник Даниловой Г.И. Искусство. Базовый уровень. 11 класс. В нем вы найдете подробную информацию об архитектурных стилях и красочные фотографии.

Ссылка на основную публикацию